Сорокалетнее судно покупает правительство Сахалинской области для курильчан за 140 млн рублей

Оно почти в два раза тихоходнее теплохода «Игорь Фархутдинов», и путь на Итуруп будет занимать почти сутки

Сегодня, 19 сентября депутаты областной думы на пленарном заседании одобрили покупку судна «Поларис», которое пустят на линию Корсаков – Южные и Средние Курилы. Теплоход 1968 года постройки развивает скорость всего 11 узлов. Путь от Сахалина до Итурупа на нем будет занимать почти сутки.

С тех пор, как денег в регионе стало столько, что карманов уже не хватало, область совершила много дорогостоящих покупок. Судно «Поларис» из их числа. Депутаты одобрили выделение на него 140 млн рублей из резервного фонда.

То, что судно для области – острая необходимость, даже не обсуждается. Регион, расположенный на островах, не имеет собственного теплохода –  это само по себе нонсенс. У нас ситуация усугубляется аховым положением дел с транспортным сообщением с Курилами. Бесперебойное авиасообщение – пока только в планах, а день сегодняшний – это «зависающие» по неделе пассажиры направлений на «Буревестник» и «Менделеево». «Гипанис» отправлен на Северные Курилы, а на Итуруп и Кунашир ходит только «Игорь Фархутдинов». Этого катастрофически не хватает. На борт «Фархутдинов» может взять 140 пассажиров, и курильчане выстраиваются в очередь за билетами. В списки записываются за несколько месяцев. Представить себе положение, что житель Курильска или Малокурильского, у которого возникла экстренная необходимость приехать в областной центр, пошел и взял билеты – невозможно.

Ежегодно, примерно на месяц или полтора, «Игорь Фархутдинов» уходит на ремонт. Его всегда стараются приурочить к новогодним каникулам, когда люди обычно сидят дома и едят «оливье». 30 декабря теплоход делает последний рейс, а с Курил сразу идет в Китай. Но в этом году плановый ремонт пройдет с середины ноября до середины декабря. В этот период морского сообщения с островами не будет.

Если судно вдруг выходит из строя в незапланированное время, это почти всегда означает сложное положение для курильчан. Да и с точки зрения своих свойств этот теплоход не самый подходящий. На Курилах сходятся три течения, и они так заносят акваторию льдом, что торосы достигают 6 метров, преодолеть их «Игорь Фархутдинов» не может. Когда в последний раз Итуруп сидел на голодном пайке из-за нехватки продуктов, произошло это именно потому, что судно не смогло пробиться сквозь льды. И вообще, то, что перевозки осуществляют только частные компании, это не есть хорошо. Вот захотел хозяин «Марины Цветаевой» ее продать и продал, несмотря на то, что региональные власти были против. Теперь «Марина» плавает где-то возле Австралии.

В общем, покупать новый теплоход нужно, все согласны. Но что покупают? Как сказал зампред правительства области Константин Строганов, судов, которые подходили бы для наших условий, раз два - и обчелся.

А вот что – в Мурманске нашли судно «Поларис» 1968 года постройки. Оно имеет самый высокий ледовый класс, поэтому даже курильские льды - ему не помеха. Но при этом, скорость «Полариса» всего 11 узлов, если подключить второй, малый двигатель, можно развить до 13 узлов (для сравнения «Фархутдинов» развивает 20 узлов). Путь, который новое судно будет проходить за сутки, «Фархутдинов» преодолевает за 18 часов.

«Поларис» рассчитан на всго 75 пассажиров. При этом, для грузовых перевозок он не предназначен («Фархутдинов» загружает до 40 контейнеров).

Несколько депутатов заявили, что ценность такого приобретения сомнительна. Во-первых, вызвала сомнение цена.

«Я зашла на сайт Мурманска и посмотрела объявление о продаже это судна. Там стояла цена в 2,3 млн долларов, то есть 75 млн рублей. А сейчас нам заявляют, что судно стоит 118 млн, плюс еще 22 млн – его перегонка до Сахалина. Никого не хочу подозревать, но с чего это вдруг такой рост цен?» – спросила вечная возмутительница думского спокойствия коммунистка Галина Подойникова.  

«Спасибо за вопрос, - сказал докладчик, министр транспорта области Владимир Дягтерев. – Мы не знаем, на каких условиях они продавали это судно за 75 млн. Может, по условиям, продавец снимал с него всё дорогостоящее оборудование и гнал до Сахалина за наш счет?»

Мы, действительно, этого не знаем.

«Тут написано, что у корпуса износ 17%. Какой износ считается критическим?» – сверялась с техническими характеристиками "Полариса" Подойникова.

«Спасибо за вопрос, – снова благодарил ее министр. – Сотрудники нашего министерства ездили в Мурманск, проверили все документы, освидетельствования, сертификаты – они в полном порядке. Они облазили судно сверху донизу. Им показали фотографию корпуса в доке – корпус, как яичко. Но вообще, полностью понять состояние судна можно только в процессе его эксплуатации».

«Но ведь судно не отвечает, по сути, ни одному требованию – оно тихоходное, на нем нельзя перевозить грузы, оно старое…», - не унималась коммунистка.

«Судно, на котором плавал Кусто, вообще построено в 40-х годах, и ничего...», – перебил ее депутат-эрудит Сергей Бондарев.

«…Наша фракция голосовать за покупку не будет», – заявила Галина Подойникова.

И зря, потому что после нее взял слово его соратник по фракции КПРФ Александр Зенкин и выдал прекрасное:

«Я долго работал в аэропорту и насмотрелся на этих несчастных курильчан. Они сидят там, бедные, рейса ждут. Мы должны думать, в первую очередь, о них. А что судно старое, так, помните, когда-то мы покупали старые автомобили японские. Поездили на них два года - и на помойку. А себе - новые машины. Так и здесь».

Журналисты, услышав пассаж про «140 миллионов на помойку», сделали стойку. «Наверное, рассчитывает перейти на постоянную основу», - предположили причину такой покладистости в пресс-центре.

Вот это «давайте возьмем пока, а там посмотрим…» звучало лейтмотивом этой покупки.

«Почему нельзя сразу взять новое?» – спрашивали министра.

«Потому что новое стоит 600-800 млн рублей», - отвечал он.

«Почему не используете схемы лизинга или отсроченного платежа, анологичные тем, что используются при строительстве детских садо? Там ставка всего 4%?» – интересовался Андрей Залпин.

«Лучше сразу отдать все деньги, а то еще дороже выйдет», – ответили ему.

Сергей Зарицкий настаивал на том, что глупо сейчас, в 21 веке, заставлять людей ехать сутки, когда на самолете путь от Сахалина до Курил занимает полтора часа. «Давайте деньги потратим на переоснащение аэропортов и закупим системы инструментальной или спутниковой посадки», - предлагал он.  

«Грош нам цена, если за столько лет существования федеральной целевой программы развития Курил мы не смогли в ее рамках сделать главное – наладить транспортное сообщение и построить новое судно», – сказала Светлана Иванова.

«Мы дважды пытались, - ответил Дягтерев. – Но правительство РФ добро не дало».

«Покупка этого старья – издевательство над своим населением. Насколько же нужно ненавидеть курильчан, чтобы подсовывать им это судно, – Светлана Иванова не сдерживала себя. – Оно же небезопасно! Мне однажды довелось выйти в море на подобном теплоходе в шторм. У нас отказал двигатель, и мы едва не затонули. Все руководители, которые отправляются на Курилы, на таком судне ездить не будут, они другой транспорт выбирают. Надо в первый рейс «Полариса» послать членов правительства области и тех депутатов, кто сегодня будет голосовать за его покупку.

Если бы это пожелание было бы использовано, то на борт поднялись бы 19 депутатов. Именно столько проголосовали «за». Против были два человека, один воздержался.

Покупку одобрили, но вместе с тем депутаты потребовали внести в протокол несколько пожеланий. Во-первых, обязать сахалинских представителей в Госдуме и Совете федерации плотно подключиться к вопросу выделения денег на покупку нового судна.

19 сентября 2013, в 07:23 +2
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Юношеская сборная Сахалинской области по биатлону вернулась из Красноярска
Юношеская сборная Сахалинской области по биатлону вернулась из Красноярска
Концерт для престарелых и инвалидов пройдет в Южно-Сахалинске
Концерт для престарелых и инвалидов пройдет в Южно-Сахалинске