Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели 2-ое исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов. Об этом пишет "Общая газета".
Первое исследование, опубликованное ровно год назад, вызвало огромный интерес не только отраслевого сообщества, но всех российских граждан, которые тут же начали обсуждать в социальных сетях место своего региона на туристической карте России. Власть имущие восприняли рейтинг как вызов сложившейся системе ведомственных отчетов, но при этом серьезно отнеслись к его показателям. Составители рейтинга продолжили собирать и изучать информацию о развитии туризма в регионах для того, чтобы увидеть, куда мы движемся и чего достигли за прошедший год.
Предварительные итоги текущего года говорят о том, что въездной турпоток увеличиться на 6%, а внутренний — на 18%. Хороший рост показал круизный туризм, на который также обратили внимание российские власти. Безвизовый режим, введенный для групп китайских туристов, привел к существенному росту турпотока из Поднебесной. Правда все «сливки» традиционно собрали Москва и Санкт-Петербург, предоставляющие все необходимое для комфортного отдыха этого специфического туриста.
Что же происходит в субъектах Российской Федерации, как на их турбизнесе отражаются эти и другие тенденции, общее снижение покупательской способности населения? Чем могут удивить, завлечь наши богатые на достопримечательности и природу, но плохо умеющие себя продавать регионы? Почему имея такой гигантский потенциал, доля туризма в ВВП страны лишь 1,6%? На эти вопросы и пытались найти ответы эксперты, готовя этот рейтинг.
Как и в прошлом году, для проведения исследования были выбраны следующие критерии:
- Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах).
- Значимость туристической отрасли в экономике региона (процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего населения региона).
- Оборот туристических услуг (объем средств, заработанных в сфере туризма).
- Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).
- Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).
- Туристская уникальность (количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия).
- Экологическое «здоровье» региона (затраты на охрану окружающей среды).
- Криминогенная ситуация (количество совершенных преступлений).
- Интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах).
- Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).
Продвижение туристического потенциала региона в этот раз было выделено в отдельный критерий ввиду его несомненной значимости для развития отрасли.
В соответствии с принципами работы ЦИК «Рейтинг» в исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиагруппы «Отдых в России», в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России», а также информационные порталы «Российский туризм» и «Инвестиции в туризм».
По каждому из критериев – на основе предоставленных данных региональными органами власти, анализа открытых источников, ведомственной статистики за 2015 год – была подготовлена таблица и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, десять промежуточных таблиц (по числу критериев) образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга.
По сложившейся традиции журналистами медиагруппы были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить 2015-й и уже подходящий к концу 2016 год, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение – что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?
Итак, в первую группу рейтинга вошли регионы, преодолевшие 60-балльный порог: с 1-го по 21-е место включительно.
№ |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Общий балл |
1 |
Город федерального значения Москва |
80 |
2 |
Город федерального значения Санкт-Петербург |
79,7 |
3 |
Краснодарский край |
77,3 |
4 |
Республика Крым |
75,2 |
5 |
Московская область |
74,8 |
6 |
Нижегородская область |
73,1 |
7 |
Алтайский край |
70,6 |
8 |
Республика Татарстан |
66,7 |
9 |
Калининградская область |
65,7 |
10 |
Приморский край |
65 |
11 |
Ленинградская область |
64,8 |
12 |
Республика Башкортостан |
64,6 |
13 |
Ставропольский край |
64,5 |
14 |
Самарская область |
64,4 |
15 |
Иркутская область |
62,4 |
16 |
Тверская область |
61,9 |
17 |
Свердловская область |
60,9 |
18 |
Пермский край |
60,7 |
19 |
Владимирская область |
60,4 |
20 |
Калужская область |
60,3 |
21 |
Ярославская область |
60,2 |
Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 40 до 60 баллов и занявшие позиции с 22-й по 61-ювключительно.
№ |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Общий балл |
22 |
Республика Карелия |
59,4 |
23 |
Ростовская область |
58,3 |
24 |
Новосибирская область |
58,2 |
25 |
Сахалинская область |
58,1 |
26 |
Мурманская область |
57,6 |
27 |
Волгоградская область |
57,4 |
28 |
Хабаровский край |
57,3 |
29 |
Вологодская область |
57,2 |
30 |
Челябинская область |
56,8 |
31 |
Архангельская область |
56,4 |
32 |
Липецкая область |
55,8 |
33 |
Рязанская область |
55,5 |
34 |
Красноярский край |
54,7 |
35 |
Магаданская область |
54 |
36 |
Тюменская область |
53,9 |
37 |
Республика Бурятия |
53,8 |
38 |
Ульяновская область |
52,3 |
39 |
Оренбургская область |
51,7 |
40 |
Псковская область |
51,6 |
41 |
Астраханская область |
50,6 |
42 |
Воронежская область |
49,5 |
43 |
Республика Алтай |
49 |
44 |
Тульская область |
48 |
45 |
Омская область |
47,5 |
46 |
Город федерального значения Севастополь |
47,1 |
47 |
Ханты-Мансийский АО |
47 |
48 |
Новгородская область |
46,2 |
49 |
Камчатский край |
45,1 |
50 |
Белгородская область |
44,3 |
51 |
Кемеровская область |
43,2 |
52 |
Амурская область |
42,6 |
53 |
Ивановская область |
42,5 |
54 |
Костромская область |
41,9 |
55 |
Чувашская Республика |
41,8 |
56 |
Саратовская область |
41,6 |
57 |
Смоленская область |
41,5 |
58 |
Республика Удмуртия |
41,3 |
59 |
Саха (Якутия) |
40,6 |
60 |
Кировская область |
40,5 |
61 |
Республика Коми |
40,3 |
Вторая и самая большая группа – так называемые середняки. Все они имеют хороший потенциал, региональные власти – кто-то больше, кто-то меньше – уделяют внимание развитию туризма, но в силу ряда факторов не могут выйти в группу лидеров. Здесь можно было бы выделить Ростовскую область, которая активно готовится к чемпионату мира по футболу-2018, она кардинально улучшает свою инфраструктуру, имеет большой номерной фонд, хорошие показатели по доходам.
Из сибирских регионов выделяются Красноярский край, Омская и Кемеровская области. В центральной России – Белгородская, Липецкая, Тульская и Воронежская области. В Поволжье – Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области, Республика Удмуртия. Многие из них за год значительно улучшили свои позиции в рейтинге, но, по мнению экспертов, им не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.
Ивановская, Костромская, Псковская и Новгородская области, наоборот, ухудшили свои позиции в рейтинге. Имея богатейшую историю и огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма, эти регионы страдают ограниченностью инфраструктуры, слабым продвижением и, как следствие, низкими доходами от оказания платных туруслуг и услуг гостиничного бизнеса.
Что же касается наших труднодоступных дальневосточных регионов, то Сахалин, Камчатский край, Магаданская и Амурская области, Хабаровский край улучшили свои позиции в анализе туристического рынка. По количеству иностранных туристов Сахалинская область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе, уступая только Приморскому краю.
Примечание astv.ru: Туристы чаще всего едут на Сахалин не отдыхать. Вероятнее всего, турпривлекательность области рассчитана с учетом захода на острова круизных лайнеров из-за рубежа.
Но это мнение непрофессионала. Тем кто заказывал печню виднее.
Я ни раз видел японских туристов, которые фоткали дома и сараи в нашем 8 мк сопровождая это действо громким хохотом.
Поздравляю область с успехами в области турбизнеса!
Согласен с примечанием редакции.
Сахалин, и ехать отдыхать - это пока противоположные вещи.
Нужно взять в расчёт, что львиную долю туристов составляют корейцы и японцы, которые приезжают к нам по известным причинам прошлого.
Можно поднять тему о том, мог ли Сахалин быть выше в приведённых рейтингах в масштабах страны? Решительно - мог. Но печально известный Монерон - показатель неготовности туристических продуктов на острове. Посмотрим, как в этом году поведёт себя ГВ, что изменилось за год...