К озеру и водопадам на склонах Мицульского хребта

ПРЕДЫСТОРИЯ

По Мицульскому хребту ведёт старая лесовозная дорога. Она начинается недалеко от остановки автобуса на Синегорск «Разъезд 19-й км», является кольцевой, и за 16 км пути по ней можно попасть в сам Синегорск. Сам я ту дорогу давно знаю, неоднократно проходил по ней, и замечал, что от неё ведёт множество боковых заросших дорожек. Это характерно для лесорубов – такие дорожки должны вскоре заканчиваться тупиками.

В прошлом году мои знакомые разглядели на спутниковой карте, что одна из подобных боковых заросших дорожек приводит к горному озеру, из которого вытекает ручей, впадающий в большой ручей Геологический. Так вот, спускаясь ручьём от озера, они обнаружили на нём целых 2 водопада! Был конец мая, весна в том году была ранняя, и не было ни значимых снежных пятен, ни травостоя – они без проблем вернулись по ручью Геологическому к дороге на Синегорск.

В августе прошлого года мы с товарищами сумели достичь только озера. Вернулись прежним путём, по дорогам: помешал обильный травостой. Значит, через водопады надо проходить либо в конце октября – в прошлом году помешали дожди; либо же в конце мая – начале июня.

НА ОЗЕРО

В понедельник 1 июня выдался тёплый погожий день. Я был свободен, но мои компаньоны по походам - кто работали, кто-то заболел. Ладно, пошёл сам, мне не привыкать! С августа прошлого года необходимая информация в навигаторе сохранилась.

Выехал рейсовым автобусом на Синегорск, отправляющимся от 16-ой школы в 8:57. Около 10 часов утра высадился из автобуса, и, пройдя вверх лесовозной дорогой, за полтора часа достиг развилки на озеро.

Тут мне всё пока знакомо. От тупика заросшей дорожки надо было сворачивать в боковой распадок. И вот что я увидел.

Ручей тёк в тоннеле под снегом, поэтому я шёл по боковым стенкам снежника. Вскоре оказался на озере, откуда начались ранее не знакомые мне места.

НА ВОДОПАДЫ

Обойдя озеро левым берегом, если смотреть вниз по течению, я вышел на искомый ручей. Иду над ним склоном. Гляжу, ручей стекает круто вниз – значит, водопад где-то там! Увидел слева небольшой боковой приток, и по нему без проблем достиг первого водопада.

Пройдя ниже вдоль ручья метров 150, я оказался прямо над вторым водопадом! Перегиб, склон отвесный, ничего не видать – кто его знает, смогу ли спуститься! Внизу блеснул большой ручей Геологический, скорее, даже речка. Водность на нём была, благо, умеренной, в болотниках переходимый – в случае паводка, конечно же, повернул бы назад.

Что ж, полез в обратную сторону над левым берегом ручья по осыпи. Круто, скольжу. Почти вернулся к верхнему водопаду, там склон более пологий, налево наискосок по нему поднялся на бугор. Слева увидел пологий же боковой распадок, без проблем спустился по нему – где лежал снег, там наступал на пятки. Свалив на ручей Геологический, немного спустился, прошёл поворот – и вот он, нижний водопад!

Водность на этом ручье действительно была умеренной.

Через час пути, без перекуров, я вышел к Синегорской трассе. Было 14:30. Там появилась сотовая связь, я созвонился с одним товарищем, и доложил, что маршрут пройден благополучно.

В 15:10 вышел рейсовый автобус из Синегорска на Южный, на котором я и уехал.

Сведения о тех водопадах я привёл в базе данных по водопадам Сахалина: http://sakhtravels.narod.ru/Klitin/Waterfalls.htm в разделе III, пункте 20. Вообще, те места посещаемые: на озере и вблизи водопадов я находил старую посуду. А по пути видел следы человека, шедшего в обратную сторону. Мой же маршрут был пройден по часовой стрелке – может, кто-то в этом году и против часовой стрелки его прошёл, зная места?