Траверс Белухи. Часть третья

Начало здесь:
Траверс Белухи. Часть первая;

Траверс Белухи. Часть вторая;

Прекрасный закат подарил нам надежду, что завтра погода будет хорошей. Но мечты о солнечном дне разрушились, как только первый из проснувшихся участников выглянул из палатки. Молоко… Зато нет ветра, а это уже хорошая новость.

Группа, не спеша, позавтракала и начала собирать лагерь. Выходить на маршрут по такому туману не было никакого желания, но снова ночевать под вершиной хотелось ещё меньше. В итоге, было принято решение двигаться по навигатору и чутью руководителя.

Можно сказать, что непогода даже сыграла нам на руку: не было видно, как круто обрывается вниз гребень, ведущий к Белухинскому пупырю. Поэтому мы шли, полностью сосредоточившись на дороге и не обращая внимания на полукилометровую пропасть под ногами.

Лишь одно место заставило меня изрядно поволноваться. Преодолев очередной подъем, я упёрся в почти вертикальный участок гребня шириной в ладонь. Пройти его  по верху не представлялось возможным, нужно было облезать как раз по этой вертикали.

“Лёха, там кусок льда торчит! Не зацепись за него верёвкой!”,- предупредил Олег. И, конечно же, по всем законам жанра, именно за этот кусок льда верёвка и зацепилась. Зацепилась в тот самый момент, когда я стоял на одних носках, придерживаясь руками за край гребня. Вернуться обратно, чтобы выдернуть верёвку я уже не мог, поэтому Владу, шедшему за мной в связке, пришлось спуститься ниже, чтобы освободить её.

Вот так, пробираясь в тумане по гребню, мы миновали Белухинский пупырь. Я даже не заметил, когда именно это произошло, просто в какой-то момент склон пошёл вниз.

Фото Славы Степанова

Фото Славы Степанов

Спускаться всегда сложнее. Вдобавок погода начала портиться: к туману добавился снег и ветер. На очередном крутом участке, который пришлось проходить в три такта, сорвался Петя, едва не утащив с камней Юлю.

“Надо бы провесить перила”,- подумал я, и Андрей, как будто прочитав мои мысли, дал команду выстёгиваться из связок, чтобы освободить веревки.

Трёх верёвок, чтобы спуститься с ребра не хватило, поэтому ребята ждали на последней станции, пока снимут верхние перила и принесут освободившуюся верёвку. Так сложилось, что принёс её я. Кажется, что этой верёвке обрадовались даже больше чем икре =)

Наконец-то мы спустились на плато! Выходить на штурм восточной Белухи было неразумно, поэтому разбили лагерь для ночевки. Утром ветер и снег прекратились, но видимости по-прежнему не было.

Фото Алексея Половко

Не спеша, выдвинулись под Белухинский перевал. Вначале подъем шёл по снегу, но с набором высоты снег сменился на фирн. На провешивание перил ушёл бы целый день, да и не было у нас достаточного количества верёвки. Поэтому решили лезть в связках с одновременной страховкой.

Фото Вани Алабугина

Белухинский перевал

В три такта, вкручивая буры, мы подбирались к вершине перевала короткими шагами. Очень хотелось вылезти на какую-нибудь горизонтальную поверхность, чтобы отдохнуть, но вокруг был только крутой лёд…

И всё-таки перевал поддавался нам! Я был уже практически у вершины, когда верёвка за спиной натянулась, и меня потащило вниз - на крутом льду сорвался Влад.  Проехал я каких-то пару метров, но в тот момент показалось, что все десять. “Работаем, ребята!”,- скомандовал Андрей, когда мы поднялись на ноги. И вот я уже рядом с ним, прощелкиваю связочную верёвку в промежуточную точку страховки. Не успел я сделать шаг в направлении перевала, как меня распластало по камням. Снова срыв. В сердцах обругал ребят из связки, чем очень развесил всю группу.

Фото Алексея Половко

Фото Андрея Степанов

Самую сложную часть маршрута одолели, дальше практически “пешком” по гребню на вершину Восточной Белухи. Ну как пешком? Временами приходилось идти в три такта и вкручивать буры. Здесь меня сорвали в третий, последний и самый страшный раз. Налетался я за день вдоволь.

Спасибо, что живой. Фото Юлии Кандауровой

Ритуальные пляски. Фото Юлии Кандауровой

Семейное фото =) Автор Юлия Кандаурова

И вот она вершина! Восточная Белуха, 4509 метров, самая высокая точка Сибири и Алтая! Гора, как будто в награду за нашу настойчивость и терпение, разогнала облака, даря умопомрачительные виды.

Неужели получилось?! Неужели залезли?! Ура!

На вершине установлен ледоруб, на котором подвешен колокольчик. Ударяю в него на прощание, чтобы вернуться сюда ещё раз.

Предвершинный гребень. Фото Юлии Кандауровой

Фото Юлии Кандауровой

Колокол на вершине. Фото Юлии Кандауровой

На заднем плане западная Белуха и пупырь. Фото Юлии Кандауровой

Фото Нади Степановой

Надо спускаться и искать место для лагеря. Ночуем недалеко от вершины на удобной площадке. За ужином Андрей предлагает завершить поход ударным траверсом Белуха Восточная - Пик Делоне, и меня одолевают сомнения. С одной стороны очень хочется пройти этим маршрутом, с другой понимаю, что уже устал, а переход будет как на Короне Алтая только вниз (а значит ещё сложнее). Так и не определившись, засыпаю.

А утром решение приходит само. Иду вниз по классике, впечатлений море - не надо жадничать. Группа разделяется. С Андреем на траверс идут Лёша, Надя, и Слава, а мы под руководством Вани спускаемся по классике.

Рассвет под восточной Белухой

Фото Петра Николаева

Фото Славы Степанова

Погода стоит замечательная: тепло, солнечно, ни ветерка. По пути встречаем группу альпинистов, которые готовятся к восхождению. Ребята поздравляют нас с горой и угощают сладким чаем. Ближе к полудню выходим на перевал Делоне. Перила на нём провешивают с начала сезона, поэтому спуск не занимает много времени. Всё! Мы внизу! Теперь можно выстегнуться из связки, снять систему и кошки, и бежать к Томским стоянкам.

Вот и приметный домик на морене. Круг замкнулся. Именно отсюда шесть дней назад группа вышла на траверс. Как же это давно было...

Круг замкнулся. Корона Алтая

Из заброски на Томских достаю кроссовки, шорты и свежую футбоку. Это блаженство - поменять обувь. Связки Андрея всё нет, поэтому выходим к озеру без них. Ледник за неделю изменился до неузнаваемости. Четвертый раз прохожу по нему, и каждый раз он предстаёт в новом обличье. Но нас не запутать, и через несколько часов мы выходим к озеру.

Вы даже представить не можете, как это здорово вернуться на обычную землю, с травой и цветочками! Как это здорово просто стоять, не опасаясь, что из-под ног уйдет опора или свалится что-то сверху.

В лагере Extreme Time нас встречают как героев: поят чаем, угощают разными вкусностями. Такого внимания я не ожидал =)

Торт для отважных восходителей =)

Группа Андрея приходит поздним вечером. Солнечная погода сыграла злую шутку, растопив снег на гребне. Карнизы начали обваливаться, и ребятам пришлось вернуться на место ночевки, чтобы спуститься по классике. И всё равно, все очень радовались, что группа в полном составе вернулась домой. Приключение подходило к концу...

После днёвки на озере, мы ушли на поляну “Три березы”, откуда нас до Тюнгура доставили на ГАЗ-66. Оставшиеся до отъезда дни мы сушили одежду, спали и объедались национальной кухней.

16 августа прибыл наш транспорт с новой группой альпинистов. “Куда бы вас спрятать, чтобы вы людей своим видом не пугали”,- шутили инструкторы.

Уезжать не хотелось до слёз. Все эти люди за две недели стали мне родными. Вместе мы пережили столько, сколько не наберешь и за годы знакомства. И я очень надеюсь, что это только начало. Начало дружной и слаженной команды, которая покорит ещё не одну вершину.

До новых встреч! Ходите в горы!

Фото Нади Степановой

P.S. надеюсь, что это не посчитают рекламой и не удалят =)
Если вы хотите попробовать себя в горах, но не знаете с чего начать, то горячо рекомендую этих ребят http://extremetime.ru