Траверс Белухи. Часть первая

За свою жизнь я пережил много приключений, но если сейчас даже посреди ночи спросить какое из них запомнилось больше всего, то без колебаний отвечу — траверс Белухи. Это было самое невероятное, интересное, красивое, авантюрное и опасное приключение в моей жизни. Я с начала года готовился к этому восхождению, но даже и подумать не мог, что всё будет ТАК…

Как и прошлая поездка на Алтай, эта началась с Новосибирска. Одновременно с нашей группой в дорогу собирались группа трекинга и классического восхождения. Команда траверса состояла из двенадцати человек (два гида и десять участников). С большинством ребят я уже был знаком по альпсборам в Казахстане, на которые мы ездили, чтобы познакомиться друг с другом и отработать технические приёмы для восхождения.

Выехав после обеда, к утру следующего дня мы были в Тюнгуре. Этот посёлок стоит на берегу Катуни и уже давно служит отправной точкой для походов к Ак-Кемскому озеру и горному массиву Белухи. Инструкторы живут там в перерывах между группами.

Посёлок Тюнгур. Фото Юли Кандауровой

Наша команда жила на территории базы «Зелёный дом”. Сама база напоминает муравейник. Альпинисты, каякеры, туристы, конники… Все заняты своими делами, кто-то готовит снаряжение к выходу, кто-то уже отдыхает после завершения маршрута.

День в Тюнгуре прошёл насыщенно. Мы ходили купаться на Катунь, пробовали национальную кухню, подготавливали снаряжение к отправке на лошадях. Вечером у костра по старой традиции каждый участник рассказал немного о себе. Как всегда бывает в походах, люди собрались из самых разных мест, с самыми разными профессиями и хобби. А потом были песни у костра под гитару и байки про приключения и путешествия.

Наша палатка. Фото Юли Кандауровой

Стоянка Extreme Time

Следующим утром все команды погрузились в два ГАЗ-66 и выехали в сторону поляны "Три берёзы". По дороге пришлось форсировать речку Кучерла, т.к. во время прошлогоднего наводнения снесло автомобильный мост, и подняться на перевал Кузуяк. В прошлом году мы добирались до поляны пешком и потратили целый день, а в этот раз на дорогу ушло два часа.

Грузимся в ГАЗ-66

От трёх берёз начинался пешеходный этап. Запасных дней было предостаточно, потому мы никуда не спешили и сделали промежуточный привал на тропе, хотя весь маршрут от поляны до Ак-Кемского озера при желании можно пройти за сутки.

Ужин. Фото Юли Кандауровой

Погода баловала нас солнцем, поэтому по сухой тропе мы добрались до лагеря "Extreme Time" уже к обеду. Бдительные пограничники сразу проверили документы и пропуска в приграничную зону. Граница с Казахстаном проходит по гребням Белухинского массива, поэтому любая группа альпинистов вызывает у пограничников повышенный интерес. Хотя лично мне очень трудно представить людей, которые захотят пересечь границу с Казахстаном через Белуху. Поднять бы на вершину себя, какая уж там контрабанда!

Вид на Белуху с тропы. Фото Юли Кандауровой

На подходе к Ак-Кемскому озеру

Лагерь Extreme Time

Фото Юли Кандауровой

Ак-Кемское озеро. Фото Юли Кандауровой

Ближе к вечеру пришли лошади с нашими вещами и продуктами на восхождение. Пока мы не начали складывать рюкзаки, Андрей собрал всю группу и показал маршрут восхождения. Гребень Короны Алтая начинался от Ак-Кемского ледника, плавно переходил в «снежный нож», а затем крутым подъёмом уходил к фирновому плато.

"Пройти желательно за день. Удобных мест для установки палатки всего два. Если после прохода этих мест не вылезем на плато, то ночевать будем сидя на скалах. Будет пара мест, где нужно жумарить по перилам, поэтому всё лишнее оставьте в лагере". С таким напутствием мы и пошли собирать рюкзаки. Сменная одежда, шлёпанцы для лагеря, аккумуляторы, дополнительные карабины, чехлы от кошек, даже моя любимая металлическая миска с вмятиной от шального камня отправились в заброску.

Приехали продукты

Обсуждаем маршрут. Фото Юли Кандауровой

Вид на Ак-Кемскую стену и гребень Короны Алтая (справа). Фото Юли Кандауровой

Утром следующего дня мы вышли из лагеря в сторону Ак-Кемского ледника. Группу трекинга нагрузили обедом для альпинистов, чему мы были несказанно рады))

Возле грота у начала ледника мы попрощались с трекерами и выдвинулись к Томским стоянкам. План максимум был забрать из заброски верёвки и часть снаряжения и установить лагерь под гребнем. Но из-за неожиданной проверки документов на леднике и проблем с коленом у Владимира пришлось заночевать на Томских.

Фото Юли Кандауровой

Грот на Ак-Кемском леднике

Команда. Фото Юли Кандауровой

Вид на Ак-Кемское озеро с ледника.

Ак-Кемский ледник

Трещины на подходе к Томским Стоянкам. Фото Алексея Половко

К сожалению, утром Владимиру не стало лучше, и он остался на Томских. Поэтому в четыре часа утра на штурм гребня вышло только 11 человек.

Вид на Корону Алтая с Томских стоянок. Нам на левый гребень. Фото Юли Кандауровой

Вблизи гребень представлял из себя нагромождение скальных обломков. Все камни были живыми, опора постоянно уходила из-под ног, поэтому передвигались по очереди или небольшими плотными группами, чтобы не спустить булыжник на нижних.

Рассвет на гребне. Фото Алексея Половко

Связка «слабоумие и отвага» в полном составе. Фото Пети Николаева

Фото Пети Николаева

Куда же меня занесло?!! Фото Олега Лазебного

Через несколько часов вышли к «снежному ножу» — длинному снежно-ледяному гребню, надели кошки и стали в связки. Гребень был достаточно широкий, но из-за крутых полукилометровых сбросов вправо и влево хотелось пройти его побыстрее.

За гребнем была первая площадка под палатку. Дальше скалы уходили круто вверх, начиналось «интересное» лазание с рюкзаками до следующего удобного для ночёвки места.

Лезем снежный нож. Фото Алексея Половко

Фото Алексея Половко

Вид на Томские стоянки и ледник Арбуз с гребня. Фото Олега Лазебного

Можно сказать, что я пролез эту часть маршрута без происшествий. Камни пару раз пролетали рядом с головой, и лишь один из них попал точно в каску. А вот на вторую группу сошёл настоящий камнепад. «Чемоданы» откуда-то сверху сыпались больше минуты, и всё в ложбинку, по которой карабкались ребята. К счастью, никто не пострадал и удалось отделаться только помятым снаряжением.

Между тем, погода начала портиться. Когда мы подошли к крутому «жандарму», небо затянуло, и пошёл снег. Я «жумарил» где-то на середине жандарма, когда началась гроза. Громыхало прямо над нами. Я очень переживал, что камера на шлеме может притянуть молнию, но снять её не было возможности. К счастью, гроза закончилась также внезапно, как и началась, и на «жандарм» я забрался уже при хорошей погоде.

Вкрапления кварца. Фото Алексея Половко

Фото Алексея Половко

Лезем под «жандарм». Фото Алексея Половко

На верху «жандарма»

На заднем плане Белуха западная

Руководитель был доволен, на второе место для возможной ночёвки мы пришли с опережением графика. Я пообещал бутерброды с красной икрой на ужин, если мы успеем подняться на гребень сегодня. Всех очень воодушевила эта идея, и с новыми силами мы двинули вверх. Рельеф стал более удобный для передвижения — множество крупных камней, более или менее надёжно лежащих на склоне. Мы немного расслабились, и тут началось…

Владу, идущему в первой связке, на ногу съехал огромный камень и зажал её между скал. Сдвинуть его не получалось, и камень медленно сползал, отдавливая её ещё сильнее. Ближайшие к Владу ребята спустились вниз и втроём смогли приподнять камень ледорубами, чтобы можно было освободить ногу. Группа продолжила движение, но когда Юля из нашей связки добралась до того места, где зажало Влада, ей тоже придавило ногу. Снова ребятам пришлось спускаться и приподнимать камень ледорубами. Через двадцать минут им удалось освободить Юлину ногу.

Остальные участники на всякий случай облезли это место стороной, и больше в ловушку никто не попадал. Но спас-работы задержали нас на гребне, и поэтому крайняя связка вылезла на фирновое плато уже в темноте. С момента выхода из лагеря прошло 17 часов. Бутерброды с икрой отложили на завтрак.