От Серноводска до Горячего пляжа (о. Кунашир Часть 2)

Воодушевленные красотами мыса Столбчатый, мы с удовольствием собирались в очередное приключение по острову. Перед выходом на маршрут нам его описали как небольшую прогулку по побережью острова, ключевой фразой в этом походе была: «Будет один «непроход», а слева тропа (разводя руками и показывая размеры тропы) вооот такая». Выйдя на побережье, мы двинулись по направлению к поселку Горячий Пляж. Погода радовала – в отличие от вчерашней прогулки было достаточно сухо. Потирая руки от желания закинуть удочки в воду и наловить немного рыбы, мы приближались к ручью. При подходе вплотную к устью перед нами открылась картина, из-за которой пробежал легкий холодок по нашим телам. Все побережье было усыпано достаточно свежими следами хозяина тайги, словно у них там была дискотека. Желание порыбачить сразу ушло на второй план, в первую очередь достали газовую дудку и пачку корсаров, ну так, на всякий случай. Двинулись дальше, периодически нажимая на кнопку дудки, тем самым оповещая зверей о нашем присутствии. Подойдя к мысу, который ярко врезался в морскую гладь, мы решили, что это тот самый «непроход», но он нам показался весьма легким, и немного намочив подошвы, мы продолжили путь. Преодолев еще несколько мелких мысов, мы наткнулись на первый водопад, приятно шумевший на побережье. К привычным для нас отпечаткам на песке добавился резкий запах, который говорил о присутствии наших дорогих медведей. Дудка зазвучала еще чаще, для профилактики начали взрывать корсары. Для придания особого «комфорта» погода начала преподносить нам подарки в виде порывистого ветра и неприятной мороси. Мелкие речки встречались на нашем пути все чаще, мы двигались без остановки и в пути были около 4 часов. Настал момент, когда на экране телефона замелькали палочки, и появилась связь. «Уже подходим,» — подумали мы. Но после преодоления еще нескольких мысов конца маршрута не было видно. Решили остановиться на обед и пополнить наши силы. Выбрав безветренное место, мы достали котелок и начали готовить еду. Один из участников нашего похода очень боялся встречи с медведем и потому, на протяжении всего маршрута мы поднимали себе настроение, немного подпугивая нашу спутницу. Так и сидя за столом, мы предприняли несколько попыток поиграть на нервах. Двое из участников сидели спиной к бухте и зарослям лопуха, а у меня был прекрасный обзор. И тут я заметил, что лопухи колеблются совершенно неестественно, еще мгновение, и замелькало черное пятно в зарослях, а после появилась голова медведя. Сказав: «А вот и гость», я встал и начал искать нашу заветную дудку. Мои товарищи сначала мне не поверили и сочли это за очередную шутку. Но кода медведь выбрался из зарослей полностью, в подлинности моего высказывания уже ни кто не сомневался. Рука поднята над головой и по побережью раздался гул от нашей дудки. Медведь даже не колыхнулся и двигался дальше в нашу сторону, находясь примерно в 30-ти метрах от нас. Честно, желание фотографировать хищника отпало моментально, когда на него не подействовал и второй гудок. Но очень порадовало поведение нашей спутницы, которая ругаясь и крича на нас, чтобы мы предпринимали хоть какие-то действия, спряталась за небольшим камнем, который стоял на побережье. Медведь продолжал двигаться в нашем направлении, угрюмо смотря себе под лапы. Недолго думая мы запалили очередной корсар и бросили его подальше. И только это привело в чувства хищника, который сиганул в кусты после взрыва быстрее, чем щелкает затвор фотоаппарата. Мы переглянулись и без слов начали судорожно собирать все вещи. Не буду скрывать, от адреналина немного подергивалась нога. Еще один корсар для профилактики – и мы мчались по пляжу дальше, чем глаза глядят. Немного успокоились, только перевалив через очередной мыс, и несмотря на то, что на следы мы уже не обращали ни какого внимания, наша группа все чаще оборачивалась назад. С каждой минутой погода ухудшалась, в пути мы находились уже около 6 часов, при этом остановившись на обед только один раз. На нашем пути уже встречалось несколько водопадов, стена из раковин гребешка, но нас смущало то, что мы не ощутили ни каких «непроходов». Стали задумываться, в том ли направлении мы идем? Пройдя еще несколько километров по огромным валунам, мы всё-таки достигли этого злополучного места. Обрывистые скалы, ярко подчеркивающие островное побережье резко вдавались в морскую гладь. Осмотрев местность и не найдя даже намека на тропу мы решили, что это все-таки не тот непреодолимый участок о котором нам говорили. Было решено идти по воде. Закатав штанины, и упаковав всю технику в рюкзаки, мы ступили в пучину морскую. Сделав буквально несколько шагов вперед, над нами взяли верх сомнения. Уже двигаясь по пояс в воде, мы даже не смогли заглянуть за скалы. Решили вернуться обратно, так как поговорка: «Умный гору обойдет» на самом деле, на практике оказалась не весьма подходящей. Выйдя на берег, мы стали в буквальном смысле прорубать себе тропу наверх. Было сложно и невероятно страшно, потому что мы то и дело не находя нужного пути останавливались в шаге от обрыва, но этот мыс нам поддался и мы спустились в следующую бухту. Гордые, что преодолели то самое препятствие, о котором нам говорили, мы двинулись дальше. Наше ликование не продлилось даже и минуты, следующий «непроход» нас поджидал буквально в нескольких метрах. Тропы снова не было видно, а обрывистые скалы ставили нас в тупик. На этом месте мы провели около получаса, споря друг с другом и решая как двигаться дальше. Один из нас снова предпринял попытку пойти морским путем, но, как и в прошлый раз вернулся обратно. И опять мы поползли вверх. В этот раз, немного пройдя по зарослям, под своими ногами мы нащупали некое подобие тропы, даже стали проглядываться веревки под толстым слоем грязи. Немного поплутав по отвесным склонам, мы выбрались в очередную бухту и, конечно же, конца нашего маршрута не было видно. Стрелка циферблата отсчитала уже 8 часов с момента выхода на маршрут. Разговоры в группе звучали все реже, накопилась сильная усталость, начали болеть ноги и отрывались подошвы от кроссовок. Поймав связь, мы позвонили сотруднику «Курильского» заповедника – Александру. Он дал нам очередной ориентир, к которому нам следовало идти – серная речка и небольшой вагончик, видимо оставшийся от рыбаков, а от него еще минут 40 по побережью и последний непроходимый участок. На пути одна из речек выделялась ярко-красным дном, и стал виднеться домик. Очередной «непроход» появился на горизонте и заставил нас выругаться в его сторону. По телефону нам сказали, что один из мысов когда-то проходили морским путем по камням. Увидев, как несколько камней торчат из воды, мы вновь решили обойти гору. В самом начале показалось, что мы на верном пути, пускай мы шли по грудь в воде, но двигались уверенно. Даже получилось зайти за мыс, волны то и дело накрывали нас с головой. Один из участников, который шел первым, увидел, как чуть дальше, морские птицы ныряют в воду на траектории нашего пути и подумал, что там наверно очень глубоко. Так или иначе, он двинулся дальше, а мы стояли в ожидании команды. Цепляясь за скалу, аккуратными шагами он продвигался на несколько сантиметров. Волны то и дело хлестким ударом били по спине. Пытаясь нащупать ногой дно, он как мог, держался за скалу, но с очередной волной сил не хватило, и наш товарищ рухнул в соленую воду. Пытаясь удержаться на плаву, с рюкзаком на спине, он вцепился в камни и резким движением подтянулся и выполз на берег. Итог – полностью мокрые, с промокшим телефоном (который впоследствии отказался работать) мы снова вернулись и штурмовали мыс по верху. Преодолев последние несколько километров и пройдя еще один «непроход» (который нам показался легким), мы вышли к заветному поселку, где нас ждал Александр. В пути мы провели около 10 часов и как, мы потом узнали у местных жителей, протяженность нашего маршрута составила около 27 километров. Этот путь останется на долго в нашей памяти и даже через некоторое время, мы хотели пройти его снова, но более подготовленные и со знанием маршрута. Следующий день обещал быть не менее ярким, потому что мы отправлялись к месту, которое возглавило 7-ку чудес Сахалинской области в голосовании 2012 года. Продолжение следует… Текст: Федор Поволкович Фото: Денис Новиков Федор Поволкович