Куда приводят мечты. Часть 2. Страх, боль и отвращение в Кировске, запитые Мурманск-Колой

Куда приводят мечты. Часть 2. Страх, боль и отвращение в Кировске, запитые Мурманск-Колой

 

Вернусь к магазину “Аляска”, описанному в первой части. Два часа ночи, холодно настолько, что мне приходится, спустя минут 15 пешей прогулки, наконец, прийти в сознание. Мозг просто орет: “Никита, ты умираешь от холода!”. Вижу впереди, через дом, озабоченно и торопливо запирает дверь магазина будто бы немного испуганная продавщица. На улице никого, только я, и моя компания: друг Антон, и жена. Мы шумно движемся… Куда? Вяло пытаюсь разобраться, что происходит. Оказывается, мы идем за водкой.

Что же есть алкоголь? В моей парадигме давно устаканилось краткое определение “универсальный адаптоген”. Средство приятия. Некомфортной ситуации, боли, разочарования, стресса. Расслабляющее примирение с действительностью, работающее тогда, когда уже ничего не в силах помочь.

К этому моменту, где я замерзаю на улице Кировска, перед закрытой уже дверью магазина "Аляска", единственного, где продается разливное "Кольское" мне, наверняка, ничего другого уже не могло помочь. 
Боль несколько дней привычно сковывала тело, компенсаторные возможности организма, как подсказывала интуиция, подходили к концу. Тренировки оказались тяжелыми. Самое время для выходного дня. Его очень кстати объявили инструкторы группы, и по пути домой созрело коллегиальное решение - пропустить по кружечке пива.


Как показывала практика, наши коллегиальные решения крайне непрочны. В Кировск, на сноуборд-курсы, мы ехали под флагом ЗОЖ. Сходили в баню, подготовить мышцы к грядущим нагрузкам. Пить старались преимущественно воду…

В день нашего приезда в Кировске и вправду бушевала метель. Мы, как оказалось, сняли жилье не совсем в городе, а чуть в отдалении, на 25-м километре. Где располагался один из самых лавиноопасных склонов Хибин во всей округе, среди местных известный как “очаг №43”. Поговаривают, именно здесь еще при Cоветах появилась первая лавинная служба. В 30-х годах прошлого века на промышленно-рудниковый поселок сошел снежный поток, жертвы исчислялись десятками. О повреждениях домов и говорить не приходится…


Хибинская лавинная служба на пятый день нашего визита в Кировск
спускает лавину взрывом. Если бы снег продолжил копиться, то из 43го очага
прямо в поселок могла, в конце-концов, сойти разрушительная снежная масса.

Стоит сказать, что в Кировске находятся сразу две горнолыжки. Это, собственно, мейнстримовый Большой Вудъявр, с гондольным подьемником к горе Айкуавенчорр. Нам из своих дебрей надо было добираться до него на автобусе. В день, на который мы наметили первые спуски, под порывами ветра до 36 метров в секунду кабинки, конечно, не запустили. Но нам надо было хотя бы немного прикататься перед началом интенсивных тренировок. Решено было отправиться на местную фрирайдерскую мекку, она удобно расположилась вблизи от нашего места обитания. Гора Кукисвумчорр, где регулярно гибнут люди, и где никогда не прокатывалось и гусеницы ратрака.



Первый спуск рассказал нам немного об особенностях Хибинских склонов. Круглый год здесь дует довольно сильный ветер. Поэтому горы славятся переносом снега. Значительные массы пухляка путешествуют с одних склонов на другие. А под ветровой нагрузкой оставшийся покров задувает в очень твердый наст, а порой и в самый настоящий лед, если накануне стояла достаточно солнечная погода. Стоит сказать, что и выдувается снег неравномерно. Его потоки идут по пути наименьшего сопротивления - там образуются своеобразные снежные борозды - заструги, целые системы из них. Местами рельеф точнее не сравнишь ни с чем, кроме советской стиральной доски.

Это открытие мы совершили почти при нулевой видимости. В снежное молоко мы смело отправились на хороших скоростях. При первом знакомстве со льдом и застругами мне удалось удержаться на ногах. Многих перводневок такой расклад отпугнул - люди массово уходили с Кукисвумчорра. Но не мы. Мы купили целодневные скипассы. И вознамерились поймать фан любой ценой.

Мы летали, радостно улюлюкая, когда удавалось найти равномерную толщу пухлого снега. Не жалея мышц, которым приходилось обрабатывать неровности. “Никит, у меня есть важная информация. В середине, у тех кустов, ледяная трещина, - бодро отрапортовал Антон, - широкая, сантиметров с 30”.

 


Антон всегда готов возглавить любое движение, 
и задать направление.  Вопрос только, куда приведет.

Есть два синдрома, о которых стоит знать каждому начинающему горнолыжнику. Синдром последнего дня, когда отчаянно не хочется уезжать, ведь столько крутых мест для спусков еще не охвачены - так бывает почти всегда. И раз терять уже нечего, райдер начинает позволять себе то, на что раньше не хватало смелости. Например, вооон тот 15-ти метровый дроп… И прочие излишества, зачастую не по уровню.

Другой - куда более коварный и неприятный. Синдром первого дня, когда полон сил, кажется, что можешь свернуть любые горы. И хочется охватить все и сразу. Но с непривычки, тушка быстро устает. Что драматически сказывается на контроле горнолыжного снаряда.

Есть еще одна важная примета. Сноуборд всегда движется в то место, на которое смотрят глаза, и о котором думает голова. Так что я там говорил о ледяной трещине 30 сантиметров в ширину?

Перенасыщенный дофамином мозг Антона тогда не давал ему понять, что падение привело к подвывиху плеча. Он даже, не чувствуя боли, смог провисеть с минуту на перекладине, пока я пытался справиться с мокрым тачпадом смартфона, и сделать забавный кадр на камеру. Антон не сразу заметил так же, что база его пластикового крепления сломалась пополам.

А на следующий день впервые пришла боль. Не представляю, что испытывал Антон - у него попросту не поднималась рука, плечевой сустав едва работал. У меня гудело все тело. Впереди было знакомство с Хибинским курсом школы Funcarve.


Антон еще не осознал, что у него подвывих плеча.

Ребята были точь в точь классические персонажи американского кино о сноубордистах. Дико харизматичные если и не боги склонов, то полубоги - точно. Саша с его широченной белозубой улыбкой, и шуткой на счет, пожалуй, чего угодно, что существует в мире. Энергичная Даша, с немного хрипловатым голосом, первым же впечатлением внушающим уважение. И загадочно-молчаливый Макс, на счет которого точно было ясно - омут может казаться тихим, пока кант не врежется в снег.

Это наша Даша. Она следит за нашими спусками по-одному,
как положено по лавинной безопасности. В рюкзаке - щуп и лопата. 
Ими, поверьте, Даша владеет в совершенстве.

Об обучении не шло и речи. За несколько дней шторма райдеры просто сходили с ума и рвались катать. Наши инструктора, видно, тоже были не исключением. Ко всему, они понимали - пухляк закатают в бетон в ближайшие два дня. И мы торопливо пришли к целине, первые на подъемнике второй очереди. Видимость была около 100 метров, и я не мог оценить ни панорамы, ни рельефа впереди. Это был цирк - своеобразная горная чаша -  с относительно небольшим перепадом высот в несколько сот метров. Мне разрешили стартовать первым. Следов вокруг не было…

Об основных прелестях фрирайда. Это, пожалуй, самая безопасная доступная райдеру скорость. При этом, довольно невысокая - толща снега изрядно тормозит, так что мне ни разу не удавалось заглянуть за порог в 70 километров в час. При этом, даже на таких небольших для сноубординга ходах, уборка, то есть, падение, на твердом подготовленном склоне чревата травмами. Падение в сугроб же, если снега достаточно, скорее всего вызовет лишь испуг. 


Езда в пухлом снегу - это еще и незабываемое ощущение. Будто ты - снежный корабль, идущий по волнам, рассекающий их… Когда набираешь достаточную скорость, воздух становится осязаемо-вязким, кажется, что его можно потрогать. Будто попадаешь в другое измерение со своими законами. При резких уклонах грудь щемит невесомость, а если доведется сделать петлю вверх по склону, на тело начинает давить приятная перегрузка…


Это часть нашей огромной группы из 16-ти человек.
Как минимум двое, они за кадром, впервые заехали в пухлый снег.

Есть и ряд минусов, делающих фрирайд на открытых склонах малодоступным. Самая вкусная мякотка, на самых хороших уклонах, чаще всего, лавиноопасна. Так что в глубине подсознания фрирайдера должна прочно укорениться мысль: “Жду лопаты друга”. Следуя этой нехитрой идиоме, для выхода во фрирайд нужно иметь друзей, у которых эти лопаты есть. А так же, в минимальном наборе, лавинные зонды, и биперы - устройства, могущие одновременно передавать сигнал сквозь толщу снега, а, переведенные в режим поиска, принимать, и указывать примерное расстояние до другого, передающего бипера.


А это моя жена Ира. У нее на плечах есть голова. Поэтому она,
проходя незнакомый склон, предельно аккуратна. И не падает на льду,
и не катится потом на пузе вниз руками по нему метров сто. Не то, что я. 

До сих пор, мне удавалось лишь немного укусить этот пирог фрирайда, наполненный отборным фаршем впечатлений. Команды у меня, само собой, нет. На Сахалине я не знаю ни единого райдера, у кого в снаряжении есть хотя бы минимальный лавинный набор - не говоря уж об умении им пользоваться. Увы.

Фрирайд в Хибинах, в составе группы Funcarve.ru, и под началом Саши, Даши и Макса, мне тоже удалось попробовать лишь на зубок. Ведь в группе из 16 человек многие никогда и не пробовали выходить на пухляк. Поэтому участки для катания выбирались строго рафинированные. Минимальная лавиноопасность, если верить истории наблюдений. Сравнительно небольшие уклоны. Отсутствие дропов, и серьезных скал и камней. Но я и тому был рад. Ведь Сахалинские склоны сплошь покрыты лесом, и это совсем другое дело, чем топить вперед по сахарным равнинам открытыми поворотами, едва задумываясь о своих маневрах. Все поле - твое…



Весь первый день мы резвились без особой учебы. Снега было навалом. А на финал, к закату, инструкторы подготовили небольшой поход за седловину - нужно было пешком преодолеть одну стенку цирка, по другую сторону - открывалась еще одна чаша, с большим уклоном, и большим перепадом высот - спускаться предстояло к самому подножью Айкуавенчорра…

Я устал за этот день, как собака. Шесть часов почти подряд, хороший накат. Было понятно, завтра мышцы меня накажут. Но улыбчивый инструктор Саша Палачев, которому, кажется, вообще неведома усталость, сказал следующее: “А разве мы сегодня хоть немного напрягались?”. И, как оказалось, он был прав. Это было ничто.


Какой фрирайд без лавинной практики? На Ире надет передающий маячок,
таким же устройством в режиме поиска отыскать ее под снегом - дело 5 минут.  
По желанию, в снег закапывали с головой. Почувствовать хоть немного, что такое лавина.

После развеселого паудердея начались суровые учебные будни. Основы карвинга и вертикальной работы немилосердно загружали квадрицепсы. “Раскачать” ноги, в формулировке инструкторов, значило заставить их работать, когда нужно, разгружая доску, и, наоборот, отдавая в нее импульс обратно - в другой ключевой момент. Если отмести все подробности, шесть часов дневных упражнений были просто разными сортами приседаний, в тот момент когда сноуборд идет по склону на канте…


Инструктор Макс всем своим видом показывает - ныть нечего.


Так вот, на третий день занятий я перестал радоваться рассветам и красивым видам, мне было не до вкуса еды, и не до своих успехов, которых, казалось, не было. Я привык и к боли. И когда объявили долгожданный выходной, мы компаний условились просто немного выпить пива - вернуться к жизни. Как я уже отмечал, выше, наши договоренности редко бывали железобетонными. Пивом дело не ограничилось. Жена принесла бальзам на бобровой струе...

Отвлекаясь от основной темы повествования, для меня бобровая струя оказалась субстанцией удивительной. Было необычно осознавать, что в настое - ароматическое вещество, вырабатываемое бобром для пометки границ территории - традиционным для животных методом. Правда, как оказалось в последствии, единожды советского человека бобровой струей не удивить. Наутро я поделился своим наблюдением с подругой и коллегой, и вот какую реакцию получил: "И чего бы мне этого не знать?)) Тож мне, нашел выпускницу института благородных девиц Катеньку)))".

И немного о Мурманск-Коле. Когда я только собирался в поездку, я надумал скачать какую-никакую карту Кировска, что в Мурманской области. С этим оказалось туговато. Все сервисы предлагали мне следующее сочетание населенных пунктов - Мурманск, и собственно, населенный пункт с названием Кола, которая, находясь на Кольском полуострове, не имеет никакого отношения к напиткам.

Мурманск-Колой я назвал про себя следующую смесь. На поллитровый стакан, 300 граммов Кольского пива. К нему добавить 150 бальзама на бобровой струе. И, для самых крепких духом, сверху отшлифовать полтишком самой дорогой в округе водки. Взболтать, но не смешивать.

Получившаяся смесь открыла во мне следующее. Когда боль отступила, когда мозги настроились на глубоко философский лад, а точка зрения сместилась в сторону мировосприятия строителей плотин, я понял: до чего же это прекрасно, совершенствоваться в любимом хобби, учиться новому, и приоткрывать новые горизонты.

Какое же огромное во мне родилось "спасибо" моему инструктору. За то, что в конце-концов, я смог лучше контролировать доску. За то, что получил в нагрузку такой пласт материала для самообучения. И насколько незначительны на этом фоне моментные разочарования, и слабости бренного тела...
 


По завершении курса каждый участник мог получить вот такую вот  
брендированную балаклаву от Funcarve.ru, довольно удобную, кстати.


P.S.: чтобы у вас не осталось странного разочарования, и впечатления, что вы только что прочли рассказ о том, как я набухался в Кировске, немного сухой прикладной информации.

Если вы собрались в Кировск, знайте. Ски-пассы там не особо гибки. Самый адекватный - 7 катальных дней, которые можно выкатать в течение 9 дней (то есть, с двумя выходными) обойдется в 6300 рублей.

 Варианта добраться 2: поездом до Апатитов, он идет 23 часа от Санкт-Петербурга, и 36 от Москвы. Либо, можно за 5-7 тысяч рублей слетать до Мурманска, и оттуда стартовать в Кировск автобусом, это займет еще несколько часов.

Если вы прибыли на вокзал в Апатиты, лучший способ доехать оттуда до Кировска - такси. Но выбирать его стоит с пристрастием. Гости из средней Азии всегда готовы просто кинуть ваши доски и лыжи в багажник, даже не закрывая его. Как они будут там бултыхаться, видимо, не известно никому, кроме Аллаха. Созваниваясь с диспетчером, нужно максимально точно оговаривать габариты багажа. Есть риск не влезть, если вы прибыли компанией. Красная цена такси - 500 рублей до 25 километра, рублей на 100 меньше - до Кировска.

Найти жилье в городе не сложно, но сделать это стоит заранее. Разжиться можно койкоместом в районе 500 рублей стоимости. Особо популярна здесь сдача квартир, чтобы избежать кидалова - все советуют звонить владельцам по рекомендации других райдеров. Связаться с ними можно, как водится, через паблики: https://vk.com/khibiny,  https://vk.com/big_wood. Там же проскакивают кличи об отмененных по каким-либо причинам бронях, которые можно быстренько перехватить, если ехать вы собрались экстренно. 

Курорты Кировска - для ленивых райдеров, любителей высыпаться. В силу особенностей менталитета, продиктованных полярной ночью, все-все-все конторы, заведения, и учреждения начинают ровно с 10 утра. Поэтому, если вы продираете глаза к 9 часам, есть все шансы, что весь сладкий пухляк в пределах курорта не раскатают к тому моменту, когда вы доберетесь до горы. Кстати, на это не уйдет больше получаса, даже если вы живете на 25м километре.

Самый информативный сайт с расписаниями автобусов, номерами такси, и кучей другой полезной информации - это страничка горнолыжки на 25м километре 25chorr.ru. Сайт Бигвуда - функционален мало. С мобильной версии удалось найти режим работы лишь с третьей попытки.

На каждой горнолыжке, знамо, есть и сервисы, и прокаты. Последние, кстати, не скалятся людоедскими ценами. Комплект можно взять за 900 рублей день.

До хорошего, малодоступного массам фрирайда, можно добраться лишь на снегоходах. Но я не слышал, и так и не узнал, где искать гидов для групп. Снегоходный рейс обойдется в 500 рублей на Бигвуде. На Кукисвумчорре ценник может быть в разы выше.


Антон, к концу нашего первого дня на Кукисвумчорре.
Настолько изнывает от жажды, что готов есть снег.


P.P.S. Мы с женой уехали, а Антон остался - глубже исследовать возможности, открывающиеся в Хибинах. Как водится, друг не может без приключений. За что я его и люблю, и почти всегда готов вписаться с ним в какой-нибудь блудняк с частотой где-то раз в год-полтора.

Блин, пофрирайдил сегодня. Выехал на шоссе в Апатиты ) Зато фрирайд прям классика, с дропами, лесом и пухлячком ) Туда по понятным причинам никто не суется. От гондолы вниз направо - выехал у хрущевки к девочке с коляской. Где тут Кировск, говорю. А она такая, к церкви, говорит ступай. Я и пошел.



 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Автор АСТВ, 30 марта 2016, в 05:41 +13
Комментарии
Написано 30 марта 2016, в 09:02
Столько незнакомых терминов, что пришлось гуглить
Написано задорно, здоровски и снежно!Спасибо
+7
Написано 30 марта 2016, в 09:13
Интересны рассказ... Даже мне, далекой от подобного, было интересно. Задорно, весело, легко представляется и примеряется на себя
+8
Написано 30 марта 2016, в 09:16
+4
Написано 30 марта 2016, в 19:05
А Печенга далеко от вас? А Кандалакша? Была там в 90-х. Классные воспоминания. Военные, помню, даже подарили НАТОвский паек.
0
Написано 30 марта 2016, в 19:54 Отредактировано 30 марта 2016, в 20:23
Viktoriya_Bessonova, ну, все это одна Октябрьская железная дорога. Кандалакша - 100 км до Апатитов где-то. Я там, вроде бы, традиционную курицу в плацкарт себе покупал.
+1
Написано 29 декабря 2016, в 17:44
Есть на Сахалине фрирайдеры и с лопатами, и с биперами, и с щупами. И даже есть попаданец в лавину, в сети лет 8 бродит его отчет об этом. И регулярно проводят ликбез по основам лавинной безопасности. С этой позиции продвинутые сахалинские бордеры и лыжники не стоят на месте.
+1
Написано 29 декабря 2016, в 18:31 Отредактировано 29 декабря 2016, в 18:31
IvanButakov, да, я уже сейчас расширил свой кругозор, и узнал что движение довольно большое и неоднородное у нас на острове. Очень надеюсь найти новых знакомств и хорошую компанию для походов на беккантри ) Вот бы еще снега подсыпало поскорей.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Крым. Мистический Херсонес
Крым. Мистический Херсонес
Куда приводят мечты. Часть 1. Фрирайд на сноуборде в снегах Заполярья
Куда приводят мечты. Часть 1. Фрирайд на сноуборде в снегах Заполярья