"Сделаю из мира публичный дом...". Чем удивляла меня Старая Дама

"Сделаю из мира публичный дом...". Чем удивляла меня Старая Дама

"Дама должна удивить..."

Если кто и заключил между собой негласное соглашение в этот вечер, то ими были ветер и снег. Один завывал с севера на юг, когда мы шли по направлению на север…, и в обратную сторону, когда мы поворачивали на юг. Вобщем, бил точно – натренированным порывистым сахалинским хуком в лицо. Снег же выполнял функцию слуги. Покорно следовал за своим господином, изредка залепляя видимость и нахально, почти по-хозяйски, заваливаясь в тёплые ботинки. В мои ботинки, нужно сказать.

«Дама должна удивить, Дама должна оправдать... Иначе расстроюсь. Совсем расстроюсь» - бурчал я себе под нос. Жена шла позади, конечно, не разбирая моего словесного отступления. Встречные прохожие немного удивлялись, но следовали дальше, пользуясь моментом пока снег и ветер, сговорившись, встречали своими объятиями не их. Меня.

Остановившись перед Чехов-Центром, ненадолго замерли.

Хотелось вытащить камеру, включить видеозапись на фоне театра и прокричать: «Мы, семья Максимовых, невзирая на погодные условия, оторвали свои попы от диванов, выключили телевизоры, отложили все свои дела, оставили дома кризисное настроение, забыли о повышающихся ценах, и пришли в театр. Сегодня нас будет приобщать к прекрасному спектакль «Визит старой дамы». Передаём эстафету вселенского окультуривания Бараку Обаме, Дженнифер Псаки и Ангеле Меркель…».

Накануне нашей театральной «вылазки» твёрдо решил для себя не искать по спектаклю никакой информации в Интернете. А вот не буду… А чего? Посмотрю, так сказать, с нуля. Глядишь, и уловлю что-то своё, открою что-то новое… Ведь всё кругом одно – шаблоны, одинаковые мысли, стереотипы. Рецензии поверхностны. Боялся, что потеряю интерес еще до начала.

Придя в театр, купил афишку. Стоит она 30 рублей и вобщем ни о чем не повествует, кроме как о том, кто из артистов какую роль играет, кто режиссер, композитор, художник по свету...

Звонки в волшебный мир

Ну ладно. Интрига так интрига. До конца. Немного побегав между портером и амфитеатром (давненько не были в театре), наконец нашли свое место. Зал был полон – ни вечер пятницы, ни погода не способны убить в сахалинцах желание лицезреть искусство – меня это безгранично порадовало, о чем с улыбкой на лице сообщил удобно расположившейся рядом супруге. Прозвучали три звонка. Кстати, обращали когда-нибудь внимание на предспектакльные звонки в Чехов-Центре? О, в следующий раз обязательно послушайте. Ведь это же какое-то зазывание в сказку. Трррррряяяяммммм….. а не просто дззззззззззззззззииииииннннннь. Как будто бы заманивают, говорят, мол, э-ге-гей, там дальше то еще о-го-го сколько всего волшебно-интересно-необычного. Вот прям трррряяямм и дверцы в волшебный мир открыты. Кулисы кровавой багровой рекой падали водопадом откуда-то с потолка.

До них было ровно три ступеньки. От зрителя до сказки – три ступеньки. От реальности до волшебства – три шага. А там, за этими кулисами, думал я, наверняка волнуются и переживают люди. Уже тысячу раз выходившие на эту сцену, знающие каждый ее изгиб, заучившие и прочувствовавшие каждый свою роль досконально. Всё равно волнуются. Не сомневаюсь. Если не волнуешься - скорее всего, либо самоуверен, либо глуп. Волновались. Знаю.

Переслушивать спектакли дома, это все равно, что перепробовать дома самолетную еду

Положил на колени блокнот с ручкой… Я никогда не веду диктофонную запись. Никогда. Мне кажется даже, что это какое-то неуважение к актеру. Ты же должен понять суть там, на месте, ты должен запомнить то, что тебе реально запоминается – самое интересное. Если не вник, то никакой диктофон тебе не поможет. А переслушивать спектакли дома, это все равно, что перепробовать дома самолетную еду и пытаться понять, чем же тебя там, на высоте в 10 тысяч метров, так зацепила оливка в салате из сёмги…

Писал в течение спектакля какие-то тезисы, мысли. Люди обращали на меня внимание, я чувствовал себя каким-то важным театральным критиком. Тьфу ты, простите. Багровые водопадные реки расступаются, свет приглушен.

Начало. Итак. Чтоб было понятно тем, кто спектакль не видел и книги-оригинала не читал. «Визит старой дамы» - это трагикомедия, литературное авторство которой принадлежит перу швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. На театральной сцене же – это спектакль в двух действиях. Вооот. Поумничал. Теперь к сути.

Действия спектакля разворачиваются в городе Гюллен. Насколько я понял, город был когда-то сказочно богат за счет своих заводов и многочисленных производств, но, как и множество сахалинских населенных пунктов, Гюллен потихоньку умирает – производства закрываются, люди его покидают, оставшийся народ беднеет.

В этот самый город приезжает, а точнее возвращается, бывшая его жительница, когда-то с позором изгнанная, богатая и, к сожалению, уже пожилая Клара Цаханассьян. Клара предлагает жителям города миллиард, требуя взамен лишь одно – чтобы те убили Илла, бывшего ее возлюбленного, небезызвестного в городе человека. Этот самый Илл (Альфред Илл) в юности не признал ребенка, которого родила от него Клара. Та вынуждена была бежать от всеобщего осуждения. Кривая жизни заставила ее заниматься проституцией. Однако, судьба вовремя свела нашу героиню с зажиточным «папиком», после смерти которого она и унаследовала все свои миллиарды.

«Я всегда вожу с собою гроб» - говорит героиня. «Мало ли, что может случиться…». И добавляет: «Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него публичный дом!».

Жители города, во главе со своим бургомистром (по-нашему, мэром), на первых порах отвергают предложение Клары, головой понимая, что убить человека ради наживы – совсем не европейский образ жизни. Однако потом… Голова даёт сбой, жажда наживы начинает преобладать над разумом. Каждый из жителей уверен, что Илла всё ж таки убьют, поэтому, не сомневаясь, набирают кредитов, накупают машин, шуб и дорогих украшений, домов и выпивки. Илл, бедный, мечется, не зная, с какой стороны придет беда. Гипотетические убийцы все – от учителя, полицейского и попа до собственной семьи. В итоге развязка самая печальная (на то она и трагикомедия) бургомистр собирает пышное и помпезное собрание с приглашением журналистов, на котором принимается решение убить Билла, то есть Илла.

Илл умирает, погибая от рук необузданной толпы, а Клара вручает городу обещанный чек и уезжает.

Клара украла...

А вот теперь без ноты юмора – к частностям. Первыми на сцене в спектакле появляются жители города Гюллен во главе со своим бургомистром. Они знают о скором приезде Клары, о ее богатствах и «щедрости», поэтому репетируют у ЖД вокзала сцену встречи – поют приветственные песни, а-ля, «Славься, Клара…». Вобщем, всё как при встрече высших должностных лиц в нашей современной глубинке (читай – на Сахалине) – ковровые дорожки, наспех положенные дороги, отремонтированные дома… Сразу же из всех выделяется фигура бургомистра.

Нет, вовсе не потому, что его роль исполняет заслуженный артист России Андрей Кошелев… Да кого я обманываю… Да, именно потому выделяется, что его роль играет Кошелев. Я поражен тем, насколько он органичен. Он способен и на переднем плане быть главным действующим лицом, и с такой же легкостью он возвращается «в толпу», и играет наравне со всеми, на заднем фоне. Заметен, актуальны его слова и ярок он везде – в любом конце сцены, в любой отведенной ему роли. «Весной заканчивается срок моего избрания» - говорит он. Некоторые из толпы: «Наконец-то…». А бургомистр продолжает: «Но я уже договорился с оппозицией…». Это ж наше время, не находите?! Наши предвыборные стандарты, наши современные правила игры…

А Клара…

Та самая, которая Цаханассьян. Интересный момент. Знаете, почему сахалинская премьера этого спектакля – лучшая? На мой взгляд. Смотрите. Ингрид, Екатерина, Ита, Кристиана, Лидия, Мария, Ираида… Актрисы с этими именами играли в свое время Клару. В театре или кино, не важно. А у нас кто сыграл??? Клара Кисенкова. Ага! Клара Клару. Возможно ли идеальнее совпасть? Клары вообще меняли кардинально историю в нашей стране. Наша Клара у зрительного зала украла всю его (зала) зрительскую любовь. Хотя в спектакле оооочень много актеров, достойных этой любви. Украла. Что поделаешь… Одно ее появление чего стоит. Не из-за кулис и ширм – а из амфитеатра зрительного зала – мол, смотрела я на то, что у вас тут происходит, со стороны… Выхожу отсюда. Из обычных людей. Со словами: «Излишний восторг не уместен, нужна сдержанная радость».

Клара Константиновна, БРАВО! Я в восторге от Вас. Знаете, поймите меня правильно, Вы для нашего театра – воздушный шарик. Помните, когда этот шарик очень сильно потереть о голову, все волосы на голове тут же начинают вставать дыбом?! Вот и Вы такая же – Вы на сцене – и все бегают, как наэлектризованные. Вы – такой взбодритель и энергетический наполнитель, что каждому хватит встать дыбом – и Вашему коллеге по сцене и каждому из нас в зрительном зале. Ну, ей Богу, ну какая Вы – старая дама?! Вы – добрая, молодая мама нашей театральной сцены.

Ну и Виктор Черноскутов. Илл.

Видел Вас в роли Органа в «Пегом псе…», вижу Вас сейчас. У меня искреннее уважение к нашим театральным помостам и к искусству благодаря Вам только укрепляется. Я, правда, очень рад, что такие люди каждодневно находятся, живут среди нас, сахалинцев, что носят гордое имя «сахалинец». Есть кем гордиться, это ценно.

"Толстолобики"

Продолжаю изливаться… Взбесили на спектакле очередные «толстолобики». Уважение к актерам и актрисам напрочь отсутствовало у 5-6 зрителей, «забывших» выключить звук на сотовых телефонах. Ребят, вы чё??? Это в кинотеатре еще хоть как-то допустимо. Но в театре! Да после нескольких предупреждений…

Играет такой Кошелев, а тут … тарадам-дам-тарадам-дам, тарадам-дам-дам… Вы думаете, ему приятно? Или он механический и обязан доиграть свою роль за вашу стоимость билета?! Вы зачем сюда пришли вообще – отдохнуть и получить удовольствие или решать какие-то свои бытовые/рабочие дела?

А эти, ходящие после последнего сигнала?! Вы в туалете засиделись или в буфете может? Некоторые покидали зал за 10 минут до конца спектакля. Вывода два – или видели уже и им по каким-то причинам не понравился этот финал, или просто стремились получить свою шубку и пуховичок в гардеробе ранее других. Одним словом, противно за таких земляков-театралов.

Кеды и колышущийся лес

Порадовало тонкое сочетание в спектакле прошлого и современности. «Визит старой дамы» написан Дюрренматтом в 1956 году и время действия – приблизительно то же. Однако ж, гармония современных солнечных очков и кед в купе с костюмами того времени, мотоциклами и интерьерными изысками – это сильно. Порадовало и сценическое оформление – каждому эпизоду соответствуют свои декорации. Нужен ЖД вокзал – будет тебе в декорациях информационное табло отправки составов и звук приближающегося поезда. Нужен сарай – будет повозка со стогом сена и колышущиеся на ветру деревянные ворота. Нужен лес – будут деревья и отличные сопровождающие лесные звуки. Нужен выстрел пистолета – на тебе! Чтоб аж весь зал подпрыгнул от почти реального выстрела.

От тихой лирики до громкой вакханалии

Развитие сюжета этого спектакля, если рассматривать его театральную и литературную составляющие, можно охарактеризовать как «от тихой лирики до громкой вакханалии». Нет, ну правда, настолько искренние мелодичные монологи и диалоги героев сочетаются с такими почти громкими и динамичными музыкально-песенными сценами.

Я убежден, что Клара – не главный герой этого спектакля. Как не главные герои и бургомистр с Иллом. Главные герои – алчность, предательство и незабвенная пропасть, куда проваливаются все наши города, все наши творения…

"А если бы предложили мэру 100 миллиардов за убийство меня?!"

Я задумываюсь, а как бы мы сегодня поступили, если б ценой нашего материального благополучия выступала бы чья-то жизнь, жизнь одного человека в обмен на богатство всех остальных? Вот пообещали бы мэру Южно-Сахалинска, точнее, его городу, 100 миллиардов долларов или евро за убийство… скажем, меня. Он бы заступился за меня? Или как бы поступил? Или вот вам бы предложили… Или мне бы предложили…

Словом, за каждым из нас когда-то явится Старая дама.

И это будет еще очень даже хорошо, если она предложит хоть какой-то выбор…

Искал в зале пользователей АСТВ

В финальной сцене растерзанного на таком своеобразном суде Линча Илла хоронят с почестями все участники спектакля. На сцене 16 венков… 17-й выносит бургомистр, 18-й выносит семья Илла. Опять тихая лирика сменяется громкой вакханалией…

Зал аплодирует. Я откладываю блокнот и тоже аплодирую. Мне искренне понравилось. Не попадаю в такт аплодисментам. Зато от души. Громко и внятно. Не вижу в зале пользователя АСТВ под ником Мега_чел, хотя тот обещался быть. Да и с чего я должен его видеть, если не знаю, как он выглядит… Вот слева сидит парень со своей девушкой (или женой) рядом – чем не Мега_чел – небритый, с щетиной, гламурный… Или вот впереди – почти лысый, щекастый. Или вот сзади – средней волосатости. Девушки при всех при них – симпатичные. Такие – неМега_челистые, самостоятельные.

Очень быстро преодолеваем очередь в гардеробе, хоть и не вышли раньше всех. Выбегаем на улицу… Ветер. Снег. Свежесть… Домой. А там нахлынут воспоминания и мысли…

Сэлфи, посвященное Обаме и русской культуре… Снег и ветер. Всё так же в лицо. Как хуком. Порывистым. Сахалинским. Дама удивила... Дама оправдала...

P.S. Огромное спасибо пресс-секретарю Чехов-Центра Анне Скудновой за предоставленные фотоматериалы и всяческую моральную поддержку. Режиссеру Алексею Гирбе – за проделанную работу.

Безмерная моя благодарность актерам Любови Овсянниковой, Сергею Авдиенко, Татьяне Никоновой, Андрею Кузину, Леониду Всеволодскому, Александру Агееву, Александру Ли, Сергею Максимчуку, Ирине Звягинцевой, Елене Бастрыгиной, Антону Ещиганову, Владимиру Байдалову, Сергею Козенкову и всем всем всем, задействованным в данном спектакле за вашу отдачу, за вашу искренность, за ваш профессионализм.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: -, 24 января 2015, в 03:18 +26
Комментарии
Написано 24 января 2015, в 08:39
Потрясающий отзыв!
Все ваши переживания и старания видны! Звонок да... Треск стоит необычайный! Но я, если честно, привыкла!
Ну и без "толстолобиков" никуда. Сейчас они везде и по всюду. Не воспитанные, не привитые к этикету. Селфи классное!;-)
+4
Написано 24 января 2015, в 08:43
Dobrodyshnaya, спасибо)))
+2
Написано 24 января 2015, в 09:48
Яков Максимов, молодец! Очень хороший отзыв, а главное правдиво и жизненно!
+5
Написано 24 января 2015, в 09:49
Маргоша, благодарю
+2
Написано 24 января 2015, в 08:45
Как здорово написано! Спасибо большое)
+3
Написано 24 января 2015, в 08:59
ignition, спасибо вам за оценку!))
+2
Написано 24 января 2015, в 09:59
Яша спасибо большое,как будто сам побывал на спектакле и смотрел с открытым забралом,жена всегда говорит закрой рот.Ну не могу я его закрыть,если мне нравится что то.Игра Народной актрисы превосходит все ожидания,Великолепная наша Клара Кисенкова,замечательная игра заслуженного артиста России Андрея Кошелева.Да и молодые актёры,наши будущие народные и заслуженные.Погода это второстепенно,а эти толстолобики-дебили-они везде.Они ходят на такие мероприятия не из-за любви к исскуству,а себя показать и своих жён.Больные люди,не стоят они того внимания.Спасибо за пост,написано просто замечательно,ещё раз мерси.Удачи Яша тебе и твоей семье..
+6
Написано 24 января 2015, в 10:09
VLадимир, спасибо! К слову о молодых актерах. Я в течение спектакля всё пытался разглядеть "халтуру" на заднем плане. Ну знаешь, это когда герой, который ближе к зрительному залу и играет главную роль - пашет и работает, а те, кто позади, - стоят или двигаются (вобщем, участвуют) с каким-то отрешенным выражением лица - мол, всё внимание не мне, поэтому поберегу силы. А нифига! Все в работе. Все знают свое дело. Все в действии. И, думаю, это касается не только данного спектакля - они, труппа, просто трудяги и талантливые люди. Редкого таланта люди, я б сказал.
Кто был на спектакле - вот те два парня, которые играли роли Лоби и Коби (кастрированные и слепые ребята, они же звукооператор и кинооператор, они же журналисты) - это ж сокровища сцены просто. Их мимика, энергетика и артистизм бесценны. И таких примеров открылось для меня вчера очень много.
+6
Написано 24 января 2015, в 10:24
Яков Максимов, сразу видно журналиста и спектакль смотрел и все нюансы заметил.Я бы только спектакль с открытым ртом смотрел.Молодец,что тут ещё скажешь.А халтурить им никто не даст,схалтуришь раз,два и прощай каръера.Вылетешь без обратного входа.Все роли важны,все когда то начинали с мимики и жестов на заднем плане.Театр есть театр.Театр жизнь.
+6
Написано 24 января 2015, в 12:24
Ого,Яша,вот это отчёт!!! Очень всё здорово и понятно написано,а главное - от души !
+4
Написано 24 января 2015, в 12:33
Изобретательная, спасибо, Настен)))
+2
Написано 24 января 2015, в 12:56
Яков Максимов, читать Вас - одно удовольствие. Плюс картинки - будто сама там побывала. Спасибо артистам и Вам
+2
Написано 24 января 2015, в 12:58
муха, да уж не вгоняйте меня в краску))) спасибо за оценку!)
+3
Написано 24 января 2015, в 12:55
0
Написано 24 января 2015, в 12:57
+1
Написано 24 января 2015, в 14:22
Аплодирую стоя! Браво, Яков! Браво, дама)))
+6
Написано 24 января 2015, в 14:27
культУРА, спасибо за ваши конкурсы)))
+4
Написано 24 января 2015, в 14:26
Очень рада, что несмотря на непогоду вы все же смогли посетить спектакль и очень отрадно, что "дама оправдала". Про снег и ветер просто шедеврально! СПАСИБО большое за блог
+4
Написано 24 января 2015, в 14:29
aS, спасибо Вам за бесценную помощь!)
+3
Написано 24 января 2015, в 14:30
Яков Максимов, будем рады видеть вас в театре)
+2
Написано 24 января 2015, в 14:32
aS, приду обязательно)
+2
Online
Написано 24 января 2015, в 16:59
Выше всяких похвал. Спасибо, Яша, за блог
+3
Написано 24 января 2015, в 17:19
Татьяна Сергеева, спасибо, Таня, за высокую оценку!
+3
Написано 24 января 2015, в 17:43
Яков Максимов, очень интересный блог))) спасибо за твой талант и умение высказать всё прям так что аж как будто сам там был)
+2
Написано 24 января 2015, в 17:46
Miss Skyline, спасибо за твое мнение, Марин! Мне очень приятно читать такие слова)))
+3
Еще 2 комментария
Написано 24 января 2015, в 23:21
прочитал про себя и засмеялся

Яков, какие же Вы со своей супругой не внимательные
Вы когда только пришли, сели в портер 1 ряд место 16-17, Вы достали телефон и сразу сфотографировали сцену с очень красивыми шторками. Затем Вы что то в нём ковырялись и ковырялись, пока не пришла девушка и говорит: а это наше место. А вы - нет наше. Девушка - покажите ваши билеты? Вы встали, посмотрели на билеты, Вы на девушку, девушка на вас. Вы как истинный джентльмен пошли выяснить, куда же вам сесть с супругой? Тогда прекрасная женщина контролёр или билетёр, (простите, я не знаю) указала Вам, что Вы должны сидеть в амфитеатре
А пока Вы сидели в портере, я супруге говорю: О! А вот и Яков блогер АСТВ со своей супругой пришёл, ещё не много рассказал о вас. Я думал Вы слышали как я говорю и повернётесь в нашу сторону
А так, да, я был с щетиной, брутальный

Теперь о спектакле.
Да, игра актёров сахалинского театра была на высоте, давно я такого не видел. Но мне кажется, сюжет не много затянут, конечно же, постановка очень тяжёлая. Как душевно тяжело, так и умственно. А в целом мы очень довольны. Думаем, ещё сходить, если будет возможность.
+7
Написано 24 января 2015, в 23:27
Мега_чел, ну, то есть, сказать в тот момент: "Привет, вот он я такой..." было не судьба, да? Нормально познакомиться, пообщаться... Интригу держим до конца, да? Ну ну...
+4
Написано 24 января 2015, в 23:29
Яков Максимов,
да не интригу, просто я подумал что Вы слышите нас, но не предаёте значение. А я навязываться не стал. Без обид
а корюшку я дома забыл
+5
Написано 24 января 2015, в 23:33
Мега_чел, я не придаю значение только закончившемуся шампуню, за что меня кстати жена очень ругает. Не слышал я вас, хотя слух отличный.
+2
Еще 11 комментариев
Написано 26 января 2015, в 10:30
Прочитала только сейчас, но прям мои мысли выразили!!! Я тоже шла на спектакль без какой-либо информации, и тоже весь спектакль просидела чуть ли не с открытым ртом! Начиная с середины был ком в горле, а в конце он таки прорвался в слёзы (( так зацепило это меня! Со мной ходили друзья, которые сказали, мол, а что тут такого? обычная ситуация, пфф!
Ну не знаю! Для меня это не обычная ситуация, а просто кошмар, хаос с ужас!
"Толстолобики"... Это Вы их еще мягко назвали!!
Я одной даме даже по плечу постучала, когда она начала прямо перед нами разговаривать по телефону и обсуждать, как плохо идет спектакль, все такие некультурные, чихают и кашляют, и ей ничего не слышно.. Гениально! идеальное преступление -_-

Но, не будем о грустном! присоединяюсь ко всем Вашим словам! Спектакль отличный!!
+3
Написано 26 января 2015, в 10:36
lapi-tapi, спасибо за мнение и впечатления! Культурные АСТВшные блогеры - это сила
Нас таких много, оказывается
+4
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Автобусная правда. Часть третья. Накипевшая.
Автобусная правда. Часть третья. Накипевшая.
Размышлизм
Размышлизм