"Рубежи России". ИТУРУП | Впечатления

Уже в девятый раз лучшие врачи страны в составе медико-просветительской экспедиции «Рубежи России» побывали в Сахалинской области, а именно на острове Итурупе. Данная экспедиция организованна Центром национальной славы, Фондом Андрея Первозванного, ОАО «Российские железные дороги» и ЗАО «Гидрострой». Помимо врачей, в область прибыл и Благодатный огонь, который ранее привозили на острова тайно. Вместе с врачами, представителями Центра национальной славы и Гидростроя, уже в третий раз в экспедицию отправляются и актеры Сахалинского театра кукол. В этот раз такими счастливчиками оказались трое – Евгения Тодика (актриса), Александр Михалыч (звукорежиссер) и я, Сергей Омшенецкий (актер). Для тех, кто не знает: «Рубежи России» проходит два раза в год – весной на Курильские острова едут детские врачи, а осенью взрослые специалисты.

Что касается работы врачей во время недельной экспедиции: работали они каждый день, вели прием в Курильской больнице, и в нескольких других поселках и селах. Они молодцы, обслужили множество детишек, им за это респект и уважуха. Но, поскольку мой блог имеет название «Культурное пространство», о конкретной работе врачей на Итурупе я писать не стану, а вот о нашей, творческой работе на острове немного расскажу, да и вообще поделюсь своими впечатлениями от этого, действительно, удивительного места.

10 мая мы прибыли в порт Крсакова, всю дорогу я сильно переживал – во-первых, я никогда не плавал на паромах, теплоходах, кораблях, во-вторых, я всегда нервничаю перед поездками. Быстро погрузившись на теплоход «Игорь Фархутдинов», разместившись в своих каютах, тронулись. Сквозь гул мотора из динамиков слышалось кряхтящее «Прощание славянки». После ужина гулял по палубе, фотографировал красоты: море, море, море… Теплоход «Игорь Фархутдинов» - здоровенная махина, неслась прямо по курсу, будоража воду, превращая ее под собой в пену. Во время поездки поближе познакомились с участниками экспедиции. Все, без исключения, добрые люди. Но с самого начала нашего путешествия мне (и моим коллегам из театра) запомнились и полюбились журналисты из интернет издания «Правда.Ру» - Антон Евсеев (корреспондент) и Александр Груздев (оператор, фотограф). Этих двух замечательных людей мы (и лично я!) будем помнить долго. Я, наконец-то, увидел настоящую журналистскую деятельность – Антон, например, сходу делал стенд-апы, профессионально и круто, без заранее записанного на листочке текста.

11 мая, ранним утром я надеялся запечатлеть рассвет, но, увы – туман. Поэтому, проснувшись в пять утра, покачиваясь от волнующих меня волн, я выпил кофе, выкурил сигаретку, снял несколько утренних кадров, пошел дальше спать.

Прибыли мы на остров к обеду. Нас встречали сотрудники Курильского Дома культуры и отец Василий, настоятель Курильского храма Богоявления. Заселяясь в гостиницу, кстати, она принадлежит ОАО «Гидрострой», узнали, что первый спектакль мы играем буквально через несколько часов. Ну, что ж делать? Отыграли. Хорошо, причем. Ребятишки нас встречали на ура! После спектакля удалось пообщаться с местным художественным руководителем ДК и девочкой Настей – напомню, что, одна из целей моего пребывания на Итурупе, это небольшой документальный фильм. Весь материал я отснял, и что из  этого получится, узнаем чуть позже.

Кстати, о худруке местного ДК. Это уникальный, легендарный человек. На первый взгляд – это певец из местной шашлычки, а взяв у него интервью, понимаешь – человек обеспокоен культурой на Итурупе.

Вечером, после ужина (к слову, каждый день на столе стояла икра минтая от «Гидростроя») нас повезли на ванночки. Нас каждый вечер возили на эти ванночки. Ощущения теплые, как после баньки.

12 мая нам посчастливилось поближе познакомится с местной культурой. Мы присутствовали на событии, которое проходило в этот день, а именно «Кулинарный поединок», я написал небольшой (наскоряк, может и неграмотный) пост-релиз, и сделал свой сюжет, специально для блога АСТВ.

Уникальное в своем роде событие состоялось в Курильске – ежегодный «Кулинарный поединок». Конкурс проходит несколько лет и уверенно набирает обороты как по числу участников, так и по количеству оригинальных блюд. Организовали мероприятие участники медико-просветительской экспедиции «Рубежи России» совместно с фондом Андрея Первозванного, и в последнее время оно приурочено к празднованию великой Пасхи. И не смотря на то, что поединок рассчитан для детей, свое кулинарное мастерство демонстрируют и взрослые.

Принять участие в кулинарном поединке смог каждый  житель Итурупа. Соревнуются в оригинальности блюд не только кулинары – важно выразить в представленном на конкурс блюдо свою идею. И, разумеется, чтобы это еще было и вкусно. Помимо этого, конкурс дает возможность каждому участнику продемонстрировать навыки самопрезентации. Кто-то читал стихи, кто-то играл на фортепиано, некоторые даже танцевали с разносами в руках – все участники, без исключения, отнеслись к конкурсу серьезно, и отдать им должное – с достоинством презентовали свои блюда.

Члены жюри, опробовав все лакомства участников поединка, пришли к единому мнению – наградить всех, потому как ни одно блюдо не оставило судейскую коллегию равнодушными. Не награжденных в зале не было – призы и сувениры достались всем.

В этот пасмурный день в Районном Дворце культуры атмосфера была, по настоящему, домашняя, семейная. Благодаря усилиям организаторов поединка в зале был аншлаг. Присутствовали не только участники, но и те, кто пришел поболеть за своих друзей и близких. Организаторы конкурса в унисон уверяют – праздник удался!  И надеются, в следующий раз, ровно через год,­­ он пройдет не хуже нынешнего.

13 мая.

Отыграв спектакль (кстати, Курильским ребятишкам мы привезли «Добрую сказку»), нас повезли на удивительное место под названием Янкито, некоторые называют это удивительное/мрачное местечко «Лавовые поля». Я сделал несколько фото/видео снимков, в том числе и Женя Тодика попозировала мне в белом платье, собрав при этом у своей персоны сильную половину врачей.

14 мая.

Мы играли спектакль в уютном поселке Рейдово. К сожалению, ни у кого из местных жителей я не успел взять интервью, так как торопились дать спектакль в поселке Горный, от которого я просто офигел. Это бывший военный городок, который некогда расформировали, и сейчас там обитают около 500 жителей, причем местный дом культуры был недавно взорван, так же как и школа, которую перевели в бывшую казарму. Люди в Горном существуют. Покупают дорогие продукты, пекут сами хлеб, дети раз в год едят мороженое, летом ходят на охоту и ловят рыбу. Все! Молодежь мечтает о развлекательных центрах, оставшиеся (бывшие!) военные о новых квартирах… Что произошло с этим поселком, и почему власти не обращают на него внимания, я пытался разобраться. Ниже видео/интервью с одним из жителей Горного, который высказал свое мнение.

Далее нас повезли на берег Тихого океана, вот несколько фотокарточек.

15 мая – последний день нашего пребывания на острове Итуруп. С Жекой мы поднялись на сопку любви, с которой я сделал несколько фото/видео снимков. Взял интервью у Василя Тимофеевича, который поносил на чем свет стоит на счет местной власти, мэра, администрации и тд, и которого я вам пока не покажу. Мало ли, у меня ведь  могут быть проблемы, которые (не сомневаюсь!) скоро точно создадутся.

А вечером мы организовали для местных детишек мастер класс – они научились делать свой собственный театр кукол в домашних условиях.

16 мая ранним утром мы покинули Итуруп. Эти дни я не забуду долго. Эти глаза детей будут в моем сознании вечно, а эти, полные некой надежды на будущее, взгляды взрослых – все это я буду помнить всегда. Если бы меня спросили, хотел бы я жить на Курилах, ответил бы сразу отрицательно. И не понимаю, как там можно жить. Да, «Гидрострой» налаживает там жизнь – строит дороги, дома, больницы, детские сады. Это все хорошо, врачей вот привозят, и артистов, но они также и создают проблемы, нарушая своими действиями давно сложившиеся традиции, обычаи Курильчан. Сетовать на «Гидрострой» я не собираюсь, ребята правда молодцы, кто знает, может благодаря им жизнь на островах в скором будущем наладится. Они обещают и культурные центры, и бассейны, недавно открыли целый район в Курильске, улицу назвали (угадайте как?) в честь себя – Гидростроевская. Кто живет в новых домах, я не выяснил, наверное, сотрудники, а может и приглашенные специалисты, которых на Итурупе немало (например, одна из сотрудниц ДК приехала с дочкой с Урала). Врачей вот заманивали на работу с предоставлением жилья с видом на море. Возник вопрос, который я не стал задавать Курильскому мэру – а почему не переселить в эти дома, например, тех же жителей поселка Горный, тем самым полностью расформировав поселок, и дать людям нормальные условия жизни.

В общем, впечатления от поездки у меня смешанные – природа красивая, место чудесное, но жизни никакой. Тоска. Но когда я окажусь на Курилах еще раз, не известно. Советую и вам побывать там, и вспомнить, например тяжелые годы жизни, которые в отличие Сахалина, на Курилах затянулись. А за окном 21 век, однако.

Всего доброго… От традиционной финальной реплики БЕРЕГИТЕ СЕБЯ ОТ ИСКУССТВА воздержусь.