Путешествие на самый север Сахалина. Часть1

«Я назвал их Елизавета и Мария — да украсятся и процветут сии дикие и бесплодные места именами, любезными каждому россиянину!» , эти слова  9 августа 1805 году (по старому стилю) произнес Иван Крузеншерн, изучая берега Сахалина.И с тех пор самая северная точка нашего острова носит название в честь жены императора Александра 1 Елизаветы Алексеевны. Ну а находится мыс Елизаветы на северной оконечности Сахалина, пол-ве Шмидта. Нивхи (коренные жители этой местности) называли полуостров Миф-тёнгр, или «голова земли». На некоторых английских и японских картах он назывался полуостровом Святой Елизаветы. Окончательное название — полуостров Шмидта — закрепил за ним геолог Н. Тихонович в 1908 году, наименовав самую северную часть сахалинской земли в честь первого геолога, посетившего Сахалин, Фёдора Шмидта. Вобщем то вот туда мы и отправились с друзьями 8 августа 2014 года.

Как все начиналось.

На протяжении 5-ти лет, рассматривая карту пол-ва Шмидта я, как говорится «пускала слюни». И вот два года назад мы с моим верным походным товарищем  Евгением Василенко  начали планировать поход на пол-ов Шмидта. Читали отчеты, встречались с людьми, которые там уже побывали, искали способы доброски до места старта и вывезки с места финиша. Тут сразу хочу поблагодарить всех тех, кто помогал нам: Кирюхе Финкельману, Анкудинова Владимира Федоровича, два раза мы были у него на встрече и он нам буквально разжовывал все этапы маршрута. Его отчет очень помог нам на протяжении всего маршрута. Следующей задачей стала набрать надежную команду, сами понимаете поход на 15 дней по суровым северным местам Сахалина задачка не из легких, тут нужны крепкие проверенные люди и даже больше крепкие не физически, а духовно. Ну вот группа в составе7 человек набрана и мы отправляемся в путь, навстречу новым приключениям !!!

Поехали !!!

В 19.20 в Южно-Сахалинске грузимся в поезд Южно-Сахалинск-Ноглики, который прибывает в город Ноглики в 6.30, пересаживаемся на автобус, он идет до города Охи, и вот тут начинаются наши первые приключения. Еще не успев зайти в автобус: «А за багаж платили???», услышали недовольный возглас водителя: «Куда вы претесь со своими рюкзаками, их некуда ложить». Вот приехали, весь народ с поезда с сумками, а именно наши рюкзаки некуда ложить, тут завозмущался пассажир, типа: «Понаехали тут». Вот так встретил нас суровый север нашего родного острова. Дальше едем 5 часов по грунтовой, пыльной дороге,  в автобусе тряска, пыль и тот недовольный пассажир трындит без молку, трындит обо всем и всю дорогу не прекращая. Наконец мы прибыли в город Оху, приехала за нами заранее заказаная вахтовка и мы еще  часа два трясемся по бездорожью до побережья. И вот наконец то после долгой нудной дороге, после окриков, суеты и городской возьни мы остались один на один с природой. Шум моря, солнце, друзья, тишина и покой и так целых 15 дней. И мы счастливы !!!

Мыс Марии.

Первые 4 дня прошли спокойно, проходили небольшие прижимы, купались в море, в водопадах, немного поскакали по валунам. На пятый  день идем на мыс Марии, как написано в отчете: «По хорошо читаемой тропе», но, внимание, отчет за 2001 год, а значит, что хорошо читаемая тропа немного подзоросла и мы конечно же с нее сбились и приняли решение переваливать на север, а завтра радиалкой сбегать до Марии. Заночевали в лесу, на следующий день к обеду спустились по урочищу Угольному на берег моря и пообедав отправились на Марию. Опять сбились с тропы и залезли в стланик, немного поблуждав нам удалось все таки опять выйти на тропу и уже не торопясь, ища тропу двинулись по ней, местами тропа исчезала в стланике и нам приходилось на четвереньках ползти по ней, приговаривая: «Ну почему же медведи такие низкие?». Ну долго ли коротко ли на Марию мы прибыли в 18.30. На мысе Марии стоит маяк. Первоначально была установлена деревянная четырехгранная ажурная башня, которая в 1935 году была заменена на капитальное строение. Новый маяк представлял собой 18-метровую восьмигранную каменную башню, стоящую на квадратном основании. Рядом со зданием маяка был установлен колокол, который в тумане производил 3 двухударных звона в минуту. Позже маяк был переведен в автономный режим, на данный момент маяк не функционирует. Лампа срезана и валяет внизу, одну солнечную батарею украли, а аккумуляторы все стоят новенькие. Домик маячника и хозпостройки разрушены. Опять поражает наше русское раздолбайство. Поднялись наверх маяка, пофотались. Виды сверху потрясающие. Ну уже солнце клонится к закату и нам пора возвращаться к рюкзакам, скорей всего на берег выйдем в полной темноте. Тропа проходит по обрывистому берегу, потом уходит в лес, петляет сквозь стланик. Уже стемнело, идем по навигатору с фонарями, кричим, дудим в дудки, взрываем бомбочки, в лесу много медведей немного не по себе. Но в 23.00 благополучно выходим на берег моря к своим рюкзакам, от усталости валимся с ног, но надо ставить лагерь и готовить ужин. Это было первое серьезное испытание нашей группы и мы с ним справились.

Мончигар.

С сегодняшнего дня мы держим путь на мыс Елизаветы- самую северную точку острова Сахалин. Сегодня у нас полудневка на озере Мончигар – лагунное озеро в кольце хвойного леса. По дороге встретили рыбаков( двое из них нивхи), они нам сказали, что на мыс Марии спокойно можно пройти по отливу берегом. Эх, знать бы нам об этом раньше, а мы лезли по стланику и кустам, ну на будущее может эта информация и пригодится. Ну а мы держим путь дальше и в 12.00 были уже на Мончигаре, на озере стоит стан. Со словами: « А мы вас ждали»,нас пригласили в столовую, накормили самыми вкусными лепешками с повидлом. Мы поинтересовались откуда ребята знают, что мы придем, нам ответили, что Николай Молчанов ( человек, который нас на вахтовке доставил до реки Пильво), приезжал на стан и сказал, что придут туристы, ребята нас ждали, так приятно. Начальник стана разрешил воспользоваться спутниковым телефоном, чтобы мы предупредили родных, что с нами все хорошо. Показали нам место где лучше поставить палатки, тут нас встретил «хозяин» стана, пес Малыш, он с важным видом пометил рюкзак и палатку, давая понять о том, что, что находится на стане, то принадлежит Малышу ))) Ну а бонусом нашего нахождения на Мончигаре стала банька !!!! УУУУХ, помылись от души. Позже прокатились на баркасе, проверили сети и весь улов (7 камбалех) ребята отдали нам на жареху. Очень были рады хоть такому улову, так как рыбы в этом году не было совсем. Рыбаки нам рассказали, что к ним на кухню ворвался медведь и утащил мешок с сухофруктами. Медведя, к сожалению, пришлось застрелить, иначе он не давал бы покоя рыбакам. Вечером сбегали на соседнюю сопочку и насобирали шикши на компот, к моему удивлению компот из шикши очень вкусный. А еще все побережье усыпано камнем сердолик –камень радости и счастья http://otebe.info/talisman/serdolik.html , насобирали полные карманы. Ну у ребят в гостях хорошо, а нам надо двигаться дальше. С утра попрощавшись с гостеприимными ребятами, отправились в путь.