ЛунА прорезалась угрозой…

ЛунА прорезалась угрозой…

Основание платформы "Лунская-А"(ЛунА) было построено в порту Восточный Приморского края и установлено на точке летом 2005 года. Фундаментное основание кессонного типа имеет размеры 105 х 88 метров, его высота составляет 13,5 метров, вес 103 тыс.тонн. Диаметр каждой опоры 20 метров, а их высота составляет 56 метров. Общая высота всей конструкции достигает 69,5 метров. Толщина железобетона в конструкции основания колеблется от 0,5 до 0,75 метра.

Верхние строения платформы "ЛунА" были изготовлены в мае 2006 года компанией "Самсунг Хэви Индастриз" на судоверфи на острове Кодже в Корее. Верхние строения объединяют буровое и добывающее оборудование, жилые помещения для персонала. Бурением предусмотрено 27 скважин. Добывающие мощности платформы рассчитаны на добычу более 50 млн куб. метров газа в сутки и приблизительно 50 000 баррелей конденсата в сутки: примерно 21 млн.тонн у.т. в год.

Для транспортировки верхних строений на расстояние более 1 500 морских миль (2 831 км) была построена специальная транспортная баржа Т-образной формы длиной 190 метров и шириной 95 метров. Баржа с верхними строениями была доставлена из Кореи на сахалинский шельф за 11 дней тремя мощными океанскими буксирами к 18 июня 2006 года. Подготовительная работа включала швартовку транспортной баржи рядом с основанием, проверку балластной системы баржи и снятие походных креплений. Монтажная операция началась в 00:15 утра 23 июня и продолжалась девять часов. Баржа с верхними строениями была заведена между опорами. В процессе установки конструкция верхнего строения весом 21 800 тонн была опущена на стыковочные блоки опор посредством балластировки баржи.

Так на Сахалине появилась морская платформа "ЛунА" - в северо-восточном секторе сахалинского шельфа на расстоянии 15 километров от берега, где глубина моря составляет 48 метров. Платформа состоит из железобетонного основания на дне моря, четырех железобетонных опор и верхних строений. На платформе "ЛунА" в местах соединения верхних строений установлены специальные подвижные опоры (маятниковые подшипники), обеспечивающие сейсмическую устойчивость всей конструкции. Опоры такого типа применены впервые(!) в практике мировой нефтегазовой промышленности.

Еще в марте 2007 года в рамках контракта между "Сахалинской Энергией" и российско-американской компанией "Натчик" по неразрушающему контролю конструкций на платформе "ЛунА" в течение двух недель находились и несколько сахалинских технических экспертов.

Вот они мне (работал с ними в одной вахте во времена студенческих практик на ПБУ) и рассказали, что в условиях не чрезмерного ледового режима прошедшего зимнего сезона того года компании "Сахалинская Энергия" и "Эксон нефтегаз лимитед" задействовали четыре судна ледокольного типа Дальневосточного морского пароходства для дробления в районе моноблочных платформ "Орлан" (45 метров глубина) и "Моликпак" (35 метров глубина моря) ледяных полей, дрейфующих с северной части Охотского моря.

По платформе "ЛунА" отметили высокий уровень тряски при прохождении ледяных полей с толщиной льда 1,5-2,0 метра. Воздействие тряски было такое, что, к примеру, разболтилось 54-ех шпилечное крепление оснований (бамбеты) двух подъемных кранов северо-западных опор и сами краны были выведены из эксплуатации. Для обследования внутреннего пространства опор платформы наших специалистов не допустили.

В разговоре возникло предположение, что Газпром и, соответственно, Российская сторона могут взять на себя чрезмерный риск последствий эксплуатации крупного морского газового месторождения в сложных ледовых условиях с добывающей платформой, на которой:

а)применены новые разработки подвижных опор верхнего строения (по фактору сейсмобезопасности);

б)отмечена повышенная разрушительная вибрация при воздействии ледовых полей (сейсмобезопасные опоры вряд ли рассчитаны на колебания опор четыре месяца в году).

Возникло тогда вполне обоснованное предположение: а не слепил ли Шелл "мину замедленного действия" в территориальном море Сахалина, стратегическую техногенную диверсию? Ведь вибрация 22-ух тысяч тонн верхнего строения за несколько ледовых сезонов может привести к критическому накоплению усталости конструктивных материалов.

На мой вопрос о том, что как можно ликвидировать газовый фонтан на Лунском с пластовым давлением в 400 атмосфер был ответ: вообще-то, в эксплуатационных скважинах предусмотрены отсекающие аварийные клапана, но есть и воздействие на них пластового песочка в газе и конденсате, как они сработают, кто его знает... Если что - отсыпать 15 км дамбы от берега к точке в условиях газового Чернобыля.

Я, как специалист в этой сфере, помню очень длительное предубеждение команды Черномырдина, а позже и Вяхирева относительно участия Газпрома в проекте "Сахалин-2".

Кому население Сахалина, если что, будет предъявлять претензии за техногенный ущерб в акватории территориального моря? Компании "Сахалинская Энергия", зарегистрированной на Бермудских островах? Зарубежным проектировщикам «ЛунА», поставщикам композиционных материалов, нашей судоверфи в порту Восточный? Ростехнадзору, Томсктрансгазу, Газпрому? Администрации области, Правительству РФ, Президенту РФ? Самим себе?

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Андрей Кузьмин, 28 марта 2017, в 15:40 +5
Комментарии
Написано 28 марта 2017, в 17:38
Тэкс.... 10 лет прошло. Тикать надо.
+3
Написано 28 марта 2017, в 19:22
sasch, Да ладно уж, мы и это переживем.
+2
Написано 28 марта 2017, в 19:29
sasch, Неприятность эту мы переживём.
+3
Написано 28 марта 2017, в 20:17
Андрей Кузьмин, Сидя в Южном все переживут... возможно. А я ещё выброс на острове Гафовича застал, и хотя это было в 30 км от посёлка, но все кайф поймали. И это была 1 скважина, а тут не одна будет по всей вероятности.
+3
Еще 14 комментариев
Написано 3 апреля 2017, в 15:34
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Нам любые дороги дороги...
Нам любые дороги дороги...
Опрос о доступности дополнительного образования
Опрос о доступности дополнительного образования