Крест Эльбруса (Часть 1)

Вот я и дома. Рюкзак разобран, снаряжение убрано, одежда сушится после стирки. Вторая попытка восхождения оказалась удачней предыдущей. Пройти «Крест Эльбруса», т.е. сделать траверс двух вершин не удалось, но одну – высочайшую точку Европы и России, мы взяли. 5642 метра! Хотя давайте по порядку.

2 июля я вылетел в Минеральные Воды. Три дня гостил у родных, адаптируясь к часовому поясу и докупая продукты для восхождения, а 6 июля выехал в Пятигорск, чтобы встретиться с группой. Навязчивое чувство дежавю не покидало меня с начала дня. Снова лето, Кавказ, снова Пятигорск и сквер у памятника Кирову, снова толпа людей с огромными рюкзаками, даже знакомые лица есть! В нашей группе идет Саша с Нижнего Новгорода, с которым в прошлом году вместе ходили на Эльбрус.

В этот раз на восхождение уходили сразу две команды. Более многочисленная группа собиралась штурмовать гору с востока. Вел её Ваня Волгин, с которым в прошлом году я пробовал взойти на восточную вершину.

Наша группа, всего восемь человек, должна была взойти на гору с запада. Это один из самых сложных маршрутов, поэтому обязательным условием для участников было наличие опыта горных походов. Большинство ребят оказались старше и опытнее меня. За плечами у некоторых были семитысячники Памира, Алтайские горы, Карпаты, многие были на Эльбрусе не в первый раз.

Весь первый день мы провели в дороге и только вечером добрались до начала ущелья Чучхур и заночевали недалеко от дороги. Раньше в этих местах были шахты, добывали вольфрам и никель, но сейчас ущелье заброшено.

На следующий день мы двинулись вглубь ущелья, постепенно набирая высоту. Грунтовка под ногами была в отличном состоянии, поэтому сложности доставлял только набитый под завязку рюкзак (около 33 кг). На обед мы остановились у одной из немногих в этом ущелье жилых кошар (жилой дом пастуха с хоз. пристройками) и выменяли на консервы молоко и домашний сыр. В магазинах вы такого не купите никогда =)

Обед. Фото Александра Сотникова

Скала «Царские ворота»

Возле кошары дорога заканчивалась. Мы перешли вброд речку и уже пастушьими тропами двинулись дальше. Тропа то и дело заканчивалась, и приходилось идти по траве высотой в человеческий рост.

Вечер застал нас на крутом травянистом склоне. Не найдя подходящего места для ночлега, мы вытоптали полянку на более или менее пологом участке и поставили палатки. Как только дежурные начали готовить ужин, начался сильный ливень. Я и Саша, а дежурили именно мы, мгновенно промокли до нитки. Ночевка тоже оказалась не из приятных. Из-за наклона мы постоянно съезжали в нижний угол палатки.

Место первой ночевки. Фото Александра Сотникова

Утро встретило нас замечательной погодой, которая продержалась почти до самого восхождения. По скользкой от росы траве спустились вниз до козьей тропы, которую вчера нашел наш руководитель.

Отдыхаем на крыше заброшенной кошары.

Весь день мы петляем по этой тропе, набирая и сбрасываю высоту. Чтобы не просчитаться со стоянкой как в прошлую ночь, лагерь ставим засветло на первой удобной полянке. Удобной её можно назвать с большой натяжкой (перед тем как поставили палатки, пришлось вырубить десяток кочек), но по сравнению с прошлой ночевкой здесь курорт =)

Козьи тропы

Ущелье Чучхур

Лагерь

На следующий день начинаем резко набирать высоту.  Идем на перевал Бурунташ. Местные гоняют через этот перевал скот, поэтому по склонам проложена хорошая тропа.

Переправа. Фото Александра Сотникова

Привал

Набираем высоту

Позирую с флажком на фоне ущелья Чучхур

К сожалению, тропа не совпадает с нашим маршрутом, и после обеды мы сворачиваем с нее на осыпь.  Осыпь начинается от самого верха перевала и тянется на километры. Обходить ее долго, и мы идем в лоб. Осторожно переступаем с камня на камень, тщательно прощупывая место, куда хотим наступить.

Каменная осыпь

Подъем занимает очень много времени, на перевале мы оказываемся только вечером. Вид отсюда  открывается невероятный. Мы поднялись выше 3000 метров над уровнем моря. Эльбрус как на ладони, внизу Долина нарзанов Джилы Су. В прошлом году я уже был в этих местах.

Но любоваться красотами нет времени. Ночевка намечена в Джилы Су, а туда еще надо спуститься. Скользя по сыпухе, сбрасываем почти 600, набранных с таким трудом, метров.

Спуск по сыпухе

Солнце уходит в ущелье

Эльбрус подсматривает из-за облаков

На стоянку приходим в потемках. Ставим палатки, ужинаем, пьем нарзан и без задних ног валимся спать. На ногах мы провели больше 12 часов и по ощущениям прошли не меньше десятка километров.

Завтра дневка. Нужно высушить вещи и хорошенько отдохнуть. Восхождение только начинается…