Откуда есть пошло, или Как создавалась школа Funcarve. Часть третья

Откуда есть пошло, или Как создавалась школа Funcarve. Часть третья

Вместо предисловия

Как Саша Палачев понял, что экстримкарвинг возможен на любом сноуборде, в пику мнению элитарных владельцев пластиковых комплектов. О непростом деле отстаивания этой точки зрения. И о том, как школа Funcarve впервые провела выездной курс, после которого инструкторы и начали открывать для себя, и для учеников, курорт за курортом - читайте во второй части интервью.

Главной темой этой части станет фрирайд. Зачем фрирайдеру карвинг? И как к курсу Funcarve добавилось приложение в виде лавинной лекции и лавинного практикума - читайте далее. Ну и конечно, Саша наконец-то скажет, что это за Миссия-то такая у инструкторов школы.

Так же обращаю ваше внимание, инструкторы школы Даша и Юра в рамках курса проведут бесплатную лавинную лекцию для всех желающих, при содействии молодежной гостиной "Кам'ин".

12 марта, в 19:00 приходите в клуб "Дружба" по адресу ул. Поповича 20"А".

Количество мест ограничено, их всего около 20. Запись у Юлии, можно по тел: 8914-761-29-71.

 


Вид на гору Айкуавенчорр, Хибины

 

-Очень часто про курс Funcarve говорят, ну понятно, карвинг и карвинг. Но самая-то мякотка в катании это фрирайд, а в целине нам и без всякого карвинга катается отлично. Вот что ты скажешь, зачем фрирайдеру техника карвинга нужна?

 

-Любое катание делится на техничное и интуитивное. Вот я интуитивно, как мне казалось, катался в свое время очень неплохо. Может быть, где-то такое мнение даже и было правдой. Но. На склоне случаются экстренные ситуации. И я в них попадал. И понимал потом, что действовал неадекватно. Чтобы интуитивно понять, какие решения в каждой конкретной ситуации могли бы быть правильными, это надо постоянно проходить сквозь такой экстрим, и шишками нарабатывать опыт, и не факт что он будет правильным. А когда ты катаешься технично, и знаешь, как именно работает твоя доска в различных ситуациях – это уже совсем другое дело.

Чем у тебя больше навыков, заученных технических приемов, тем проще ты выживаешь в непонятных ситуациях. В идеальных условиях с тобой ничего не случится. Но если мы говорим о сложных участках со скалами, лесом. Где-то в Шерегеше, или в Краснодарском крае...

Вот еще об интуитивном катании – когда наши ребята на курсе с фрирайдом впервые въезжают в свежий снег, они делают это интуитивно. И чтобы управлять доской, неосознанно дергают руками, ногами, совершают резкие движения. Да, у них получается. Но слишком много лишнего. И уж конечно они не понимают как прокладывать траекторию своего движения.

Группа школы Funcarve поднимается на фрирайд.

И история вот в чем, чем у тебя больше навыков, заученных технических приемов, тем проще ты выживаешь в непонятных ситуациях. Одно дело свежие поля в Хибинах, там идеальные условия. Ты можешь ехать совершенно как угодно.  Нет ни камней, ни деревьев, ничего. В идеальных условиях с тобой ничего не случится.

Но если мы говорим о сложных участках со скалами, лесом. Где-то в Шерегеше, или в Краснодарском крае. Без хорошей техники как минимум ты получишь там меньше удовольствия. Почему? Ну, например, ребята, которые интуитивно фрирайдят в лесу, зачастую, едут реально медленно. Все потому что они делают много лишних движений, и плохо контролируют доску. Поэтому и приходится снижать скорость.

Хотя конечно странно сравнивать, кто, какое и от чего получает удовольствие, и говорить, вот, чувак, ты едешь медленно, поэтому у тебя меньше кайфа. Но тем не менее, отсутствие лишних движений освобождает много сил и внимания.

Ученик школы Funcarve провалился в пустоту под снегом
во время фрирайда в Шерегеше

Очень показательно вот что, в Шерегеше в первый же день, чтобы все немного попривыкли, мы ненадолго въезжаем в лес. И многие совершенно не понимают, как в нем ехать. А после курса, хотя конечно бывает по разному, но большинство уже очень хорошо заходят в лес, летают по нему довольные, счастливые. С полным осознанием того, что они там делают, какие приемы используют, чтобы избежать тех или других препятствий. И в конце курса у них есть уже смелость ехать туда, куда они бы никогда и не сунулись. Они просто летят по снегу, амортизируют ногами, отрабатывают разгрузки, ротацию используют.

Карвинг просто учит тому, как управляется сноуборд. Важно знать принципы, как должно работать тело в связке с доской

Как мне кажется, приемы, которые применяются в карвинге, очень важны для катания в целом. И хотя во время фрирайда сильно закантовывать доску просто опасно – кант провалится в пухляк, карвинг просто учит тому, как управляется сноуборд. Важно знать принципы, как должно работать тело в связке с доской.

Эффектная сплеш-бомба в исполнении ученика школы Funcarve

Опять же, карвинг – это всего лишь следующая ступень после дрифт-поворота, то есть, после ведения поворота с проскальзыванием, который идет как бы постоянно на тормозах. Для того, чтобы начать карвить, делать толком ничего не нужно. Нужно просто поставить сноуборд на большую закантовку, и как-то им при этом управлять, не падая.

Карвинг и фристайл, например, тоже часто воспринимают как полярные крайности. А это совсем не так – и мы тоже готовы это доказывать

Вот фрирайдеры говорят, не нужно учиться карвингу. Но они наверняка иной раз едут по склону на кантах. И вряд ли можно сказать, что они как-то по особенному этому учились. Просто так идет прогресс. Вот он встал на сноуборд, прошло несколько лет, и он интуитивно это уже делает. Вопроса, зачем карвить, вообще стоять не должно. Отказаться от карвинга – это все равно, что ездить на ручной коробке передач, и использовать первые две скорости. Говоря при этом, что остальные – это какой-то особый стиль катания, и более того – противопоставлять первые две скорости последним. То есть, говорить что карвинг и фрирайд несовместимы. Да и не только фрирайд. Карвинг и фристайл, например, тоже часто воспринимают как полярные крайности. А это совсем не так – и мы тоже готовы это доказывать. У нас появился даже отдельный фристайловый курс – Flat’n’Carve.

Инструктор Даша во время курса Flat'n'Carve
 

-Как вы пришли к тому, что в рамках вашего курса ученикам надо давать и лекцию по лавинной безопасности?

 

-К этой мысли мы пришли в Хибинах. Мы там очень часто бывали, каждый год лет 10 подряд. И там такие горы, что с одной точки ты видишь много всего. Различные спуски, горы, снежные поля повсюду. Совершенно дикие склоны. И туда всегда очень хочется попасть. Но идти, особенно одному и без опыта, очень страшно.

Мы решились выйти на дикие склоны только на второй-третий год, пробовать кататься там, где видели других людей. И у нас ушло приличное количество времени, чтобы понять, какие вообще маршруты доступны именно для фрирайда.

Это очень мощно, если ты впервые в жизни в больших горах и съехал с трассы вы сторону… Это настоящий отрыв башни, и так пять-шесть дней курса. Впечатления курсантов порой просто не описать

Когда мы там освоились, где-то на шестой год, начали кататься везде. Ну и когда стали организовывать курсы, само собой в их рамках водили на пухляк и наших курсантов. И для них, особенно если до этого они не фрирайдили, это было просто настоящее прозрение. Мы давали им где-то 120% от того, что там можно взять. Это очень мощно, если ты впервые в жизни в больших горах и съехал с трассы вы сторону… Это настоящий отрыв башни, и так пять-шесть дней курса. Впечатления курсантов порой просто не описать.

Лавинный практикум "закопай друга"
на курсе в Хибинах, 2016''

И мы эту программу в Хибинах назвали Funcarve-Freeride. Она стала довольно популярной. Но обнаружился следующий побочный эффект. Пока мы катаемся в рамках курса, мы организовываем ребят. На маршруте нашем есть направляющий, замыкающий. Понятно, что безопасных на 100% маршрутов в горах нет, но все же есть статистика сходов лавин, и мы выбираем самые безопасные места для ребят. Не ходим на фрирайд если туман лежит молоком, само собой.

И вот в первые годы существования программы Funcarve-Freeride мы увидели следующее. После курса наши ребята, сломя голову, начинали лезть в самые страшные условия, пренебрегая даже такими банальными правилами безопасности, как спуск по одному. Когда по кулуару один за одним ломятся пять человек, это очень опасно.

Кто-то после нашей лекции записывается на трехдневные курсы, ищут закопанные в снегу рюкзаки, ну и так далее. Учатся спасать людей и оказывать первую помощь. Вот так у некоторых после трехчасовой лекции Даши открывается седьмая чакра

И тогда стало ясно, так дело не пойдет. Это все рано или поздно приведет к плохим последствиям. И тогда в первые наш инструктор, Даша, решила, что надо рассказывать прежде всего о фрирайдном этикете. А потом пришли к мысли, что нужно и более серьезно готовить учеников к дикой целине. Она, и еще один инструктор нашей школы, Юра, прошли специальные лавинные курсы для инструкторов, чтобы они сами имели право учить.

Инструктор Даша замыкает фрирайд-группу
 и следит за спусками учеников

Есть такая школа, Snowsence, они проводят на всю Россию курсы, это наверное единственная школа, которая проводит очень серьезные лавинные курсы. Но печаль в том, что у них ограниченный контингент инструкторов. И вот в начале мая ты читаешь расписание, и понимаешь, что всюду по 1-2 места свободных есть, и то уже только в резерве, на весь следующий год вперед. Я вообще не понимаю, когда люди записываются на этот курс.

Но мы поняли, что серьезной и основательной подготовки большинству райдеров все же не нужно. Минимально необходимый набор знаний и умений относительно небольшой. Мы не питаем иллюзий, что люди вот послушают лавинную лекцию, и  побегут оттуда в магазин за снарягой. Они ее с собой едва ли два раза в год будут брать, а понадобится в боевых условиях она и того реже. Так что на своих лекциях мы просто рассказываем, или напоминаем, что это такое, как этим пользоваться. И как относительно безопасно ходить в большие горы. Ну и потихоньку в школу мы закупили лавинной снаряги, которую сейчас раздаем ученикам, чтобы на курсе в Хибинах они у нас были под защитой.


Первый обучающий выезд в пухляк
 на курсе в Хибинах, 2016

Еще среди своих ребят начали пропагандировать идею, ходить по случаю на бесплатные лавинные лекции. Их периодически в разных городах проводят такие крутые специалисты, как Макс Панков,  Игорь Комаров. И мы всегда своим ученикам советуем на них сходить, анонсируем, где они проходят.

И пожалуй, это понемногу помогает. В Хибинах мы можем воочию увидеть, что все не зря – по крайней мере наши ребята спускаются правильно. По одному, без широких траверсов. Кто-то после нашей лекции записывается на трехдневные курсы, ищут закопанные в снегу рюкзаки, ну и так далее. Учатся спасать людей и оказывать первую помощь. Вот так у некоторых после трехчасовой лекции Даши открывается седьмая чакра.

-Ты говорил, что в этом деле – обучении сноубордингу, и карвингу в частности, тебя и твою команду ведет Миссия. Как ты ее формулируешь?

-Я сам прошел очень большой путь от своих первых вопросов на форуме, к тому как я катаюсь сейчас. И вот что я тогда, в начале пути обнаружил. Вот оставил я видео на форуме, с вопросом – как мне научиться кататься так же? И мне ответили – да тебе нужно купить жесткую доску и ботинки. Так вот, никто никогда не говорил, что нужно делать в смысле техники. И меня это очень сильно смущало.

Шуточный трюк "Телевизор"

Потом я понял, что в целом, практически все оборудование может карвить. И для меня первая версия, формулировка Миссии была – рассказать людям, что дела обстоят именно так. Карвинг – это прежде всего набор умений. И только потом – твой комплект оборудования. Конечно, тут все впоследствии подпортило появление рокерных досок, и досок со сложной геометрией. С ними все становится несколько сложнее.

А позже формулировка несколько изменилась. Я заметил, что любой сноубордист всегда хочет выглядеть красиво, круто. Зачастую многим хочется именно в динамике производить впечатление на окружающих, за счет своей техники катания. Тут очень просто найти мотивацию – достаточно увидеть кого-то, кто на склоне круче катается. И конечно, хочется повторить за ним. Какой-то процент райдеров начинает разбираться, искать информацию. Снимать себя на видео, и смотреть, где, как и что он делает на склоне, анализировать.

Люди, не нужно все время карвить! Объективно – бывают условия, где лучше пройти дрифтом

Но тут какая история, для людей важнее зачастую, именно то, какое они производят впечатление, чем непосредственно эффективность катания. Что  такое эффективность. Это соответствие приемов катания окружающим условиям. Вот наш экстримкарвинг, это такой просторный стиль. Потому что это длинные закрытые повороты. Для них нужны широкие склоны. И вот некоторые наши ученики начинают применять свои умения где попало. Например, на узких петляющих склонах, или там, где узко и крутовато. Это, конечно, не плохо, но это неэффективно. Ну, и отчасти опасно. Но красота движения экстримкарва делает людей неадекватно-заклонозависимыми.

Гало-паргелий, Шерегеш

И вот как сейчас звучит для меня формулировка Миссии. Объяснить людям, что нужно уметь все. Понимать, что райдер делает, для чего именно, и в каких условиях стоит это делать. Мы пришли к этому через пять лет обучения: люди, не нужно все время карвить! Объективно – бывают условия, где лучше пройти дрифтом.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Автор АСТВ, 21 февраля 2017, в 16:42 +4
Комментарии
Написано 21 февраля 2017, в 21:25
Я смотрела целую передачу про то, что надо делать, если провалился в пустоту под ёлкой, вниз головой, а лыжи или сноуборд остались на поверхности. Там давали три варианта ответа. Правильным на удивление оказался - просто ждать))) у вас явно намечается очень весёлая и продуктивная неделя)))
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Уходят лучшие
Уходят лучшие
Волчий билет. Рейс № 516
Волчий билет. Рейс № 516