Вопросы к СахОУНБ
Хочу поговорить СахОУНБ, поскольку с Министерством культуры общаться – это как слепой с глухим. Чиновники, одно слово.
Итак, Год литературы, а я - автор.
Хочу сказать сразу, что меня не настолько интересует финансовая поддержка бюджета Сахалинской области (это пусть область стыдится, что ее жители к ней не обращаются за поддержкой), чтобы бурно реагировать на формализм чиновников. К выяснению этого вопроса меня подтолкнули со стороны.
В минувшем октябре мне в руки попала книга, изданная по программе краеведческой и социально-значимой литературы – так мне стало известно о существовании этой программы.
Я прошерстила сайты Министерства культуры Сахалинской области, СахОУНБ и Правительства Сахалинской области в поисках тех самых документов, которые определяют правила издания краеведческой литературы в области – их не было ни на одном из перечисленных ресурсов. Я даже скачала программу развития культуры области, но там тоже этого не было.
И, конечно, после этого я обратила внимание на опубликованную на АСТВ информацию Центра чтения СахОУНБ, что вышли в свет благодаря плану изданий социально значимой краеведческой литературы, который поддерживает правительство Сахалинской области книга воспоминаний Николая Тарасова «По велению глупости» и книга рассказов Елены Шевич "Всё как тогда".
«О!» - подумала я. – «Если издают рассказы про Машу с Катей и мемуары…» И когда питерское издательство (в котором лежит на выходе моя книга, по всем параметрам соответствующая пункту 2.2. Положения о комиссии по изданию социально значимой краеведческой литературы) стало настаивать на бумажном тираже, дала им адрес Минкульта. Даже учла, что Николай Тарасов член этой самой комиссии , а что позволено Юпитерам, то, как известно… Но у меня, слава Богу, не мемуары и не стихи, так может?..
Издательство направило в Минкульт запрос, подписанный членом Союза писателей России и членом Союза писателей СПб и получило формальную отписку.
В декабре я и сама через интернет-приемную отправила в Минкульт запрос и три дня назад получила ответ со ссылкой на сайт Минкульта. Я открыла ссылку и увидела вот что.
Минкульт сообщил, что это лично у меня какие-то технические проблемы (?!) - видимо не знакомы еще со скриншотами, и информация наконец появилась на той же странице:
http://culture.admsakhalin.ru/comissia-kraevedcheskoi-lit/
Поскольку Положение не определяет основных моментов (например: кто может быть заявителем, в каких случаях комиссия сама может осуществлять рецензирование рукописи, какова может быть география издателей и авторов и т.д.), мне пришлось спросить Минкульт, кто может быть заявителем, и может ли питерское издательство подать заявку (выступить заказчиком, как СахОУНБ) или это может сделать только автор, и получен ответ, в котором собственно ответа не было, а отсутствие интереса было:
"В ответ на Ваш запрос сообщаем, что в соответствии с п. 3.1. «Положения о комиссии по изданию социально значимой краеведческой литературы» заявитель представляет в Комиссию следующие документы:
- рукопись в печатном и электронном виде;
- не менее двух рецензий соответствующих компетентных специалистов;
- заполненную форму заявки на участие в конкурсе по формированию перечня изданий социально значимой краеведческой литературы."
Я направила повторно свой вопрос и попросила подойти без формализма, чтобы я не теряла время. В конце концов, ослу понятно, что, если положение предусматривает только две художественных книги в год, то эти деньги распределяются, не выходя за пределы ограниченного круга известных и привычных комиссии лиц, - мы о них регулярно читаем в информациях Центра чтения (напомню, что в 2014 году это были: одна книга – мемуары члена комиссии и председателя Сахалинского отделения Союза писателей Николая Тарасова, вторая – рассказы Елены Шевич; ничего не имею против, но проживая за пределами Южно-Сахалинска не могу составить – а хотелось бы - собственного представления о социальной значимости или краеведческой составляющей этих книг).
Ответа жду (без особого, впрочем, интереса - за месяц кто хочешь энтузиазм растеряет), но меня в итоге заинтересовал другой вопрос: почему НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ на указанных сайтах НЕТ НИ ОДНОГО ДОКУМЕНТА ПО ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ, кроме плана библиотеки?
Какая литература будет издаваться при поддержке областного бюджета в год литературы, кроме краеведческой?
Собирается ли Сахалинская область как-то стимулировать издание литературы в Год литературы в районах области?
Полагаю Центр чтения СахОУНБ, директор которой является членом комиссии по изданию социально-значимой литературы и вращается «в компетентных кругах», может ответить на эти вопросы.
+7-962-125-15-15
Тем не менее моих публикаций сотни. Саша Челноков махнул рукой на эту бюрократию и создал " Франтирер". Далеко не каждый может себе это позволить. Меня печатает и "Сахалин", и "Сахалинское образование XXI век", в Кирове, в Чите, в Иркутске, в США и Японии без проблем. Да и Минкульт с удовольствием в сборниках конференций. Значит дело не в изложении материала? В предпочтениях? На чём основанных?
- Х..чечная! Институт Культуры!!!
Почему-то вспомнилось.
Видимо, просто созвучно:
институт культуры/год литературы )))
Ну выставки в музее книги Чехова будут. Это точно. Но что еще? Я ваш пост отправлю запросом в минкульт. пусть комментируют.
Чиновникам на раскачку полгода мало (указ вышел в июне 2014). У нас на федеральном-то уровне еще не раскачались, вместо сайта, который должен был начать работать с января http://godliteraturi.ru/ все еще висит парковочная страница – видимо, по китайскому календарю год литературы наступит.
Те, кто на самом деле занимается литературой, уже работают: Нацбест объявил список номинантов и сроки, Большая книга обозначила сроки приема рукописей и т.д.
На Сахалине в плане художественной литературы хвастаться нечем , кроме Семенчика: в больших формах никто не работает. На Курилах вообще литературы нет (Топонимический словарь Пыжьянова – 20 лет назад, и все). Поправьте меня, если я ошибаюсь. (Мемуары и воспоминания – дело личное и крайне редко удачное. Я вот почитала недавно Шмидта (Холмск) – брошюру, анонсирующую будущую книгу воспоминаний, и ужаснулась – извините, Михаил, если читаете, но это же кошмарный текст. К тому же нарушение чужих авторских прав, грозящее изъятием тиража.)
Художественная литература – это и есть социально-значимая. Мы все на ней выросли – не на мемуарах и воспоминаниях, а на романах – вся школьная программа по литературе на них построена. Социально-значима научно-популярная литература, а не научные труды (у последних иное назначение). Именно поэтому жизнь лососей многие знают не по Рухлову, а по Федору Абрамову с его «Жила-была семужка». Итд и тп.