Таможенный пост в Александровске-Сахалинском: как все начиналось и чем закончилось

Таможенный пост в Александровске-Сахалинском: как все начиналось и чем закончилось

Таможня - довольно закрытое для гражданских лиц учреждение. Исправить это попытался Григорий Смекалов, познакомив нас в этом материале с историей таможни в Александровске.

«Таможня дает «Добро!», - этим крылатым выражением из всенародно любимого кинофильма «Белое солнце пустыни» обычно и оканчиваются представления рядового гражданина о работе таможенных органов Российского государства.  А зря, ведь по тому, весьма существенному, материальному вкладу в казну государства, таможенные органы заслуживают большего внимания и населения, и правительства. Так сложилось, что таможенники – стражи экономических интересов России -  работают на сухопутных, морских и  воздушных «воротах» страны.  Мы, островитяне, имеем свою славную, более чем вековую историю сахалинской таможни, некоторые страницы которой хотелось бы вспомнить.

Жизнь нашего островного края и Дальнего Востока в целом всегда зависела, главным образом, от морских перевозок. А в XIX веке это был единственный из транспортных путей на Дальний Восток. Ещё в 1858 году царское правительство поручило тюремному ведомству использовать труд ссыльнокаторжных для добычи угля на экспорт в Китай. В то время на вывоз работали две шахты в Дуэ и Воеводской пади. Неудобства (мягко говоря) были связаны ещё и с тем, что в Китай и Японию ходили  только «иностранцы» - корабли  пароходных компаний Англии, Германии, Дании и Японии. Долгое время жителям поста Александровского, например, «мозолил» глаза севший на мель перед морской пристанью шведский пароход «Атлас». Фрахты на перевозке грузов хозяева этих судов подняли настолько высоко, что даже состоятельным русским купцам было не выгодно иметь с ними дела.

Положение для сахалинцев изменилось в 1878 году. На помощь жителям Дальнего Востока пришел простой русский народ, организовавший Всероссийскую подписку на пожертвования для приобретения собственных пароходов. Уже в 1879 году пароход общества «Добровольный флот» «Нижний Новгород» совершил первый рейс на Сахалин из Одессы. Дальше – больше, каждый год на линию становился очередной пароход «Доброфлота»…На одном из таких проходил таможенный досмотр в 1890 году прибывший в Александровск великий писатель-гуманист А.П.Чехов.  Правда, таможенные чиновники были скорее всего командированные из Николаевска-на-Амуре…

Житель и патриот Александровска К.Х.Ландсберг в Сахалинском календаре за 1898 год в очерке «Пост Александровский и его жизнь» писал: «Грузов Александровская пристань принимает очень много; одни лишь пароходы Добровольного Флота в один раз выгружают до ста тысяч пудов всевозможного груза, как для казны, так и для частной торговли. Александровский рейд летом очень оживлен. Стоянка нескольких пароходов за раз вещь довольно обыденная. ..Последние годы совершают рейсы пароходы «Ярославль» и» Хабаровск», причем первый привозит сюда арестантов, грузы товара, хлеба и почту. Кроме этих пароходов в этом году рейд был посещен 14 раз почтовым пароходом компании Шевелева – «Байкал»… Затем, исключая их, на рейд приходят иностранные паровые и парусные  суда с грузом и за углем, который в последние два года разрабатывается с успехом тюремным ведомством.    В числе коммерческих судов были даже парусники с Сандвичевых островов и из Сан-Франциско».

                  

Первые таможенные документы Александровского поста, выданные купцу Сазонову на ввозимый груз:4 бочки спирта, 25 ящиков водки, 5 бочек вина виноградного и 1 бочки Кагора. Ходовой товар того времени….

 В известном труде « Развитие капитализма в России» основоположник марксизма-ленинизма (неглупый, между прочим, экономист) отмечал, что «…в 1894 году по сравнению с 1856 годом число русских судов, пришедших и отошедших, увеличилось с 823 до 2769, или в 3,4 раза, а вместимость общая с 112,8 тысячи до 1368 тысяч тонн или  в 12,1 раза». В такой ситуации возникала необходимость в постоянных таможенных органах на Сахалине.

                                

 С появлением на карте Российской империи Сахалинской области в июне 1909 года стало возможным и решение вопроса о создании собственной Сахалинской таможни. Александровский таможенный пост, а по тем временам таможенная застава, была создана 1 июня 1910 года. Закон, на котором Его Императорское Величество Николай II поставил резолюцию «Быть по сему», назывался «Об отпуске из государственного казначейства средств на установление таможенного надзора в портах Петропавловск, Камчатской области и Александровск, Сахалинской области»

(собр. Указов.1910.июня 16, отд.Iст.1016 № 33619)

С образованием Сахалинской области с центром в Александровске и отменой страшной сахалинской каторги на остров хлынули геологические экспедиции (Анерта, Тульчинского, Полевого, Тихоновича), финансируемые деловыми людьми России  и иностранными бизнесменами (Маковским, Стахеевым, Старцевым, Кузнецовым, Бриннером, Зотовым, Клейе…). Сахалинским таможенникам приходилось много работать, чтобы грузы и иностранная техника своевременно работали на освоение природных богатств Сахалина. Казалось бы, Сахалин жил в ожидании экономического чуда.

 
Первые сахалинские таможенники…. Из Адрес-календаря Кларка за 1912 год. Подобные издания распространялись среди гостей острова и людей бизнеса того времени…

 

Империалистическая война, последующие события гражданской войны и интервенция надолго отвлекли народ России от созидательного труда. Дольше всех находился без связи с материковой Россией Северный Сахалин. Результатом многолетней неопределенности и военных конфликтов явилось полное уничтожение существовавших государственных органов. В том числе и системы таможенных органов…

Александровск-Сахалинский морской торговый порт – долгое время единственные морские ворота на Северный Сахалин. Место службы первых сахалинских таможенников.

Только 15 мая 1925 года Северный Сахалин вернулся в родную страну, называвшуюся к этому времени СССР. Пришлось с нуля создавать и таможенные органы на Сахалине. Одни из первых решений Сахалинского ревкома были:

- Открыть действия Александровской портовой таможни с 16 мая 1925 года;

- на основании постановления Дальревкома от 10 апреля 1925 г. провести регистрацию и клеймение товаров иностранного происхождения, находящихся на Северном Сахалине. Зав. Таможни назначить тов. Бузанова

(Протокол № 4 заседения Сахревкома от 19 мая 1925. ГАСО ф.1,оп.2,д.1, л.12)

Архивные документы говорят, в каких тяжелейших условиях работали в 20-е годы сахалинские таможенники. Не было ни приспособленных помещений, ни мебели, ни даже сейфа для секретной документации… Весь Северный Сахалин перекрывали всего 9 сотрудников. Сахалин, согласно международным договорам, был поделен на концессии. Японцы, конечно же, хотели  вывезти максимум природных богатств острова и беспошлинно. Благодаря мужеству и стойкости сахалинских таможенников, страна сохранила много своих ценностей и получила столь нужную молодому государству иностранную валюту и оборудование.

              
               Условия работы были, мягко говоря, не самые удобные

Главный сахалинский таможенник К.Бузанов в 1928 году докладывал, что отгрузка и погрузка в Дуэ происходит в две смены, т.е. 16 часов ежедневно, а один сотрудник справиться с этим качественно не в состоянии. Два других сотрудника таможни постоянно обслуживают Александровский причал, где количество приходящих судов увеличивается. Бывали случаи, когда на одного сотрудника приходились по три парохода одновременно. Простой судов из-за таможенного оформления был до 4 суток. Специалисты-товароведы поста вынуждены были использоваться на общих таможенных работах, т.е. осмотрах и пр.

В разные периоды сахалинской истории находились чиновники, которые пытались обосновать ненужность таможенного поста в Александровске-Сахалинском. Иногда это им удавалось… Основной аргумент, высказываемый противниками то, что значительную часть  года рейд Александровска во льдах и работы таможенникам нет. Считаю по такому принципу нет смысла и в таможенных органах всех областей на побережьях Охотского и Берингова морей…А у таможенников всегда есть много рутинной бумажной работы, которую можно отложить на зиму…

      
Конец 20-х годов прошлого столетия. На оформление  первого в навигацию судна.

 По правде, наши отцы и деды умели влиять и на сроки навигации... Проглядывая фото альбомы 30-40 гг.,  я видел, как специалисты рвали шашками лед, чтобы портофлот мог выходить на работу, как прокладывали деревянные слеги и по ним лошадями с санями производили погрузку прямо с кромки льда… Конечно,  сегодня это анахронизм, но ведь выходили из ситуации? Продлевали навигацию с марта по декабрь…  

            

                            

В 1993 году  в Александровске очередной раз воссоздан таможенный пост на постоянной основе.  Таможенный пост внес значительный вклад в развитие экономики Сахалинской области.

Только за 5 лет, с 2004г. по 2008 г., таможенным постом:

-  перечислено  в государственный бюджет - 61 млн. руб. оформлено в таможенном отношении:

-  лесоматериалов -  300 тонн                                                             

-  лома черных металлов- 21 тыс. тонн.

- рыбопродукции-            181тонн.                                                                     -  угля каменного-  416 тыс. тонн.                                                                                                                                                                -  судов загранплавания - 672.

-  воздушных судов в аэропорту г. Оха - 281.

-  физических лиц -         15961 чел.

Штат таможенного поста составлял 9 человек.

За годы деятельности таможенного поста его сотрудники были задействованы в таможенном оформлении товаров, транспортных средств, физических лиц от Тымовского до Охинского районов, в том числе на работах по перспективным нефтегазовым проектам:

-  "Сахалин-2" в Ногликском районе.

-  "Сахалин-3" в Охинском    районе.

-  "Сахалин-5" в Охинском    районе.

 Сегодня старейший на Сахалине таможенный пост ликвидирован. И мало кто помнит о его славной истории...

Перспективы дальнейшей деятельности поста (в связи с тенденцией ликвидации внутренних таможен и переносом таможенного оформления на границу) есть - это планы развития угольной промышленности в районе, разработка базальтового карьера, восстановление рыбной, лесной отраслей, работы по нефтегазовым проектам на севере Сахалина.

16 апреля 2015, в 09:16 +3
Другие статьи по темам
Прочее
Комментарии
Написано 23 октября 2016, в 10:22
Очень интересно!!! Вот бы про село "Михайловка" услышать.
+1
Написано 23 октября 2016, в 11:39
ой, извините, не Михайловка а Медвежка, посёлок вроде был...
+1
Написано 23 октября 2016, в 12:06
Да и про Октябрьский
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Секс в маленьком городе: женские "динамо" и мужские обиды
Секс в маленьком городе: женские "динамо" и мужские обиды
Сахалинская невестка Анны Ахматовой
Сахалинская невестка Анны Ахматовой