Сахалинский театр в годы Великой Отечественной войны

Сахалинский театр в годы Великой Отечественной войны

Несмотря на тяжелейшие времена, в годы войны сахалинский театр не закрыли, он продолжал работать и вдохновлял силой искусства. О том, чем жил театр в сложный  период, в материале Анны Скудновой. 

****

В тот далекий 1941 год Сахалинский областной драматический театр располагался в г. Александровске-на-Сахалине.  Когда пришло известие о том, что фашистская Германия напала на Советский союз, труппа театра работала над выпуском нового спектакля «Василиса Мелентьева» по пьесе А. Островского. 

Многие работники театра ушли на фронт, поэтому сезон 1941-1942 года открывался крайне сложно. В театре, попросту говоря, не хватало рабочих рук, артисты учились азам парикмахерского, костюмерного искусства, становились рабочими сцены…

Как и по всей стране, на Сахалине думали о необходимости существования театра – целесообразно ли это? Нужен ли театр в годы войны, если все силы должны быть брошены на защиту Родины? Однако было принято верное решение  - театру быть!  Основная  задача, поставленная перед островным театром в военное время, - поддерживать  дух тружеников тыла, вдохновлять силой искусства  земляков на героический труд.  Для этого работникам театра требовались огромные душевные  и физические силы.

В своей статье «Театр в дни войны» художественный руководитель А.И. Котляров отметил: «Во время войны основными задачами театра являлось воспитание трудящихся в коммунистическом духе и культурное обслуживание населения Северного Сахалина. Июнь 1941 года внес существенные изменения в жизнь народа, что вызвало необходимость коренным образом перестроить всю нашу работу. В дни войны театр должен был художественными средствами возбуждать в массах великую силу любви к Родине и неугасимой ненависти к врагу, и этим самим решать основную задачу - все для Фронта, все для победы! За 4 года войны театром поставлено 50 новых спектаклей, из них 23  - на тему Великой Отечественной войны...»

И, действительно, если в основу репертуара начала сезона 1941-1942 года легли комедии русской и зарубежной классики (чтобы дать возможность зрителям отдохнуть после тяжелых трудовых будней), то постепенно репертуар театра пополнялся военными историями: «Русские люди», «Парень из нашего города», «Жди меня»  К.Симонова, «Крылатое племя» А. Первенцева.

 

«Песнь о черноморцах» Б. Лавренева

Сцены из спектакля Сахалинского областного драматического театра по пьесе К.Симонова "Так и будет" (сезон 1943-1944 гг.)

****

Помимо советских пьес уделялось большое место русской классике. За годы Великой Отечественной войны было поставлено три пьесы М.Горького: «Егор Булычов и другие», «Последние», «Васса Железнова», четыре комедии А.Н. Островского, в числе которых «Без вины виноватые» и «Правда - хорошо, а счастье лучше», пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» и комедия А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

 Как повествуют в своей книге «Долгая дорога к большой сцене» А.Краев и И.Цупенкова, «готовить классические спектакли, требовавшие основательной работы с реквизитом и декорациями, становилось все труднее. Из архивных документов видно, что в военные годы значительно сократилось бюджетное финансирование не только театра, но практически всей социальной сферы Сахалинской области, за исключением, пожалуй, расходов на здравоохранение. Но, несмотря на нехватку денег, отсутствие цеховых рабочих и костюмеров, спектакли классического репертуара не сходили с афиш».


Одним из самых ярких спектаклей русской классики в военные годы стала постановка пьесы «Васса Железнова» в 1942 году. Главную роль в нем исполнила М.Зорина. Как видно по фотографиям, сценическое пространство было сделано очень искусно, оно полностью передавало стиль и эпоху горьковского времени. Хотя все это удалось изготовить при весьма скромных затратах из старых декораций. 

****

В сезоне 1942-1943 годов театр поставил одно из самых выдающихся произведений периода Великой Отечественной войны - драму Леонида Леонова «Нашествие». 5 марта 1943 года в театре состоялся комсомольско-молодежный вечер по просмотру и обсуждению спектакля «Нашествие». Средства, собранные  от показа спектакля, направили в фонд помощи семьям красноармейцев. Местные газеты публиковали восторженные отклики зрителей.

Несмотря на то, что репертуар 1942-1943 годов был насыщен серьезными патриотическими постановками, в которых с большой силой и глубиной показывались сила духа, мужество и гуманизм советского народа, театр давал возможность своим зрителям, самоотверженно работавшим во имя победы, часы короткого вечернего отдыха. Так, например, вошла в репертуар комедия В. Дыховичного «Свадебное путешествие».

Сезон 1943-1944 был насыщенным . Вот только цифры за этот сезон: 11 новых постановок;  302 спектакля сыграно всего;  в мае-июне театр выезжал в районы Сахалинской области, где организовал 71 показ спектаклей; проведено  23 семинарских занятия с руководителями художественной самодеятельности Александровского и Широкопадинского районов;  26 бесплатных шефских концертов и спектаклей для бойцов и офицеров погранвойск.

***

По словам исследователя-искусствоведа А.Иванова, «хорошим начинанием театра, заслужившим одобрение юных зрителей и родителей, явилась постановка сказки Евгения Шварца «Снежная королева» (на сюжет X. К. Андерсена). Это был хороший подарок для детей к новому 1944 году. Сказку с интересом смотрели не только ребята, но и взрослые. Успеху постановки способствовало прежде всего хорошее оформление Пуртова, в котором чувствовалась выдумка и изобретательность, особенно в изображении пещеры разбойников и ледяного дворца. «Коллектив артистов играл дружно и слаженно. Хорошо справилась артистка Плахова с ролью Герды. Ее пополнение отличалось живостью и непринужденностью. Яркие образы сознали также артисты Галкин (коммерции советник), Хасанова (маленькая раз бойница), Петров (сказочник), Каневский и Днепрова (вороны). В игре отдельных артистов имелись недостатки. Калинин (король) манерами и голосом очень похож на директора совхоза «Вынужденной посадки». Бутафорская голова оленя, привязанная к палке, которую видно из зрительного зала, вызывает у ребят смех».

***

Летом театр впервые за 14 лет своего существования провел гастроли на материке, обслуживая моряков и население Приморья. По оценке художественного руководителя А.Котлярова, «эти гастроли прошли очень плодотворно,  свидетельством чего служили высокая посещаемость спектаклей, положительная оценка общественности».

На материке театр дал 42 спектакля, обслужив более 40 тысяч зрителей.


И благодаря тому, что в свои выходные дни было сыграно 24 дополнительных спектакля, работники сахалинского театра собрали и внесли в госбанк 100 тысяч рублей в Фонд обороны и написали письмо тов. Сталину с просьбой на эти деньги построить боевой самолет «присвоив ему наименование «Сахалинский артист» и вручить его лучшему летчику, нашему земляку».

А. Котляров 3 ноября 1944 год: «Недавно коллектив нашего театра пережил большую радость, получив ответную телеграмму от товарища Сталина, в которой он благодарит сотрудников театра, собравших 100 тысяч рублей на строительство самолета «Сахалинский артист». Слова приветствия любимого вождя, учителя и друга советского народа, обращенные к нашему коллективу, вдохновляют всех работников театра на еще более самоотверженную работу по художественному обслуживанию трудящихся и пограничников Советского Сахалина».

И действительно, в 1945 году в воздушных боях над Германией участвовал  военный самолет на фюзеляже которого было написано «Сахалинский артист».

***

За все время войны коллектив областного драматического театра дал порядка тысячи выездных концертов и спектаклей.  Артисты небольшими группами выезжали на пограничные заставы и воинские части. Такие военно-театральные бригады имели в своем репертуаре песни, танцы, стихотворения, водевили, юморески. Не раз артистам приходилось голодать или довольствоваться скудным обедом где-нибудь на привале – кружкой кипятка или кусочком промерзшей рыбы, а потом выступать в тесной солдатской землянке, наспех превращенной в зрительный зал. Зато лучшей наградой для артистов были искренние слова благодарности, добрые улыбки и по-солдатски дружеские аплодисменты.

К сожалению, не удалось найти фотографии, на которой были бы изображены артисты сахалинского театра на таких выездных концертах в годы войны. Но есть пара фотокарточек, на которой запечатлены артисты, пришедшие в наш театр уже в послевоенное время. Например, вот эти фотографии принадлежали артисту  Владимиру Терещенко, который приехал в Южно-Сахалинск в 1955 году и 22 года верой и правдой служил областному драматическому театру им.А.П.Чехова.

Трудовой фронт работников театра не ограничивался театральными подмостками, часто артистов и всех остальных работников театра привлекали к тяжелой физической работе. Известно, что артисты трудились на строительстве узкоколейной железной дороги Александровск – Дербинск.

***

На открытие сезона 1944-1945 годов была поставлена пьеса А.П.Чехова «Дядя Ваня». Из зарубежной классики театр обратился к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ», создав яркий, веселый, жизнерадостный спектакль. Но война еще не закончилась и центральное место в репертуаре занимала героико-патриотическая тема, нашедшая свое воплощение в спектаклях «Лодочница» Н. Погодина - эпизоды из обороны Сталинграда, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева - о защитниках Севастополя, «Поединок» бр. Тур и Л. Шейнина - детективная пьеса о разведчиках, «Встреча в темноте» Ф. Кнорре - о действиях советских партизан, «Так и будет» К. Симонова - о испытаниях, рожденных войной.

Двадцатилетие советизации Северного Сахалина и собственное 15-летие коллектив театра отметил постановкой героической комедии К. Липскерова и А. Кочеткова «Надежда Дурова», создав   героический и красочный спектакль о войне 1812 года В основу пьесы авторы положили историю первой в России женщины-офицера и писательницы Надежды Андреевны Дуровой.

Коллектив театра в  1945 году насчитывал 62 человека, из них порядка 30 – артистический состав. За четыре года войны драматический театр поставил 50 новых спектаклей! Почти половина из них была посвящена теме борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Мир пришел на Сахалин, как нам всем известно, лишь в сентябре 1945 года, тогда Южный Сахалин и Курильские острова отошли к СССР. Уже после войны театр переехал в Южно-Сахалинск и вот уже 84-ый театральный сезон радует зрителей своими постановками…

Основой для написания этой военной театральной истории послужили документы и фотографии фондов Государственного архива Сахалинской области, Сахалинского областного краеведческого музея, Сахалинской областной научной библиотеки, а также книга А.И. Краева, И.А. Цупенковой «Долгая дорога к большой сцене».

Отдельное спасибо руководителю литературно-драматургической части Чехов-центра Ирине Расторгуевой за неоценимый вклад в подготовке материала

Автор - Анна Скуднова

Автор: Елизавета Ре, 27 мая 2015, в 11:05 +12
Другие статьи по темам
Комментарии
Online
aS Online
Написано 27 мая 2015, в 11:27
+5
Написано 27 мая 2015, в 11:46
Очень интересно! Прочла дважды! Как же много мы не знаем. Побольше таких любопытных статей!
+3
Написано 29 ноября 2015, в 05:39
Классные документы и статья!
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Ваша очередь: южносахалинцы про капитальный ремонт, комфортную жизнь и летний отдых
Ваша очередь: южносахалинцы про капитальный ремонт, комфортную жизнь и летний отдых
Последний звонок в Южно-Сахалинске: 999 выпускников сказали школе "До свидания"
Последний звонок в Южно-Сахалинске: 999 выпускников сказали школе "До свидания"