Бизнес-истории: Как музыкант из Петербурга «заварил» чай и кофе для сахалинцев
Собираем интересные и поучительные истории местных предпринимателей о том, как устроен их бизнес. И первый на очереди - Александр Супонин
Мы тут подумали и решили начать публиковать истории сахалинских предпринимателей. Такие, знаете, поучительные для новичков и интересные для коллег «по цеху». Да и другим пользователям нашего сайта будет полезно узнать о тех, кто несмотря ни на какие трудности, развивает своё дело, создаёт рабочие места, производит товары и услуги. Они то и составляют тот самый пресловутый «средний класс» — основу стабильности общества. Сегодня Александр Супонин расскажет о том, как устроен его бизнес — кафе-магазин «Настроение». Профессиональный музыкант из Санкт-Петербурга волею судьбы оказался на Сахалине, «нашёл себе занятие по душе и немного в нём увяз», мечтает о хорошем ремонте и живой музыке, дружит с конкурентами и радуется их успехам.
Я жил в разных городах нашей страны. Несколько лет назад моим домом стал Санкт-Петербург. Приехал на Сахалин в 2013 году за Женей, чтобы увезти её с собой в Питер. А её задержали тут кое-какие дела, и надо было дождаться, когда всё закончится. Чтобы не бездельничать, нашёл себе занятие и немного в нём увяз. Теперь Женя — моя партнёрша по бизнесу и сослуживец.
Можно приведу только одну цитату?: «А боги смеялись всё утро и вечер. Смешила их фраза: «Случайная встреча»». Ничего не могу добавить к этим словам.
Не в обиду здешним жителям будет сказано, но общий культурный уровень островитян меня сильно огорчил. Слава богу, не всех это касается. Уверен, на 150 тысяч южносахалинцев обязательно найдётся 300−500 человек, способных по-настоящему оценить мир культурных и эстетских впечатлений. Согласен, отдаёт ханжеством. Ну, вот такой я противный.
Конечно, есть противоречия. С одной стороны, мы продаём товары и услуги. Как известно, торговля не является богоугодным видом деятельности. А с другой — человек приходит к нам, чтобы за чашкой чая или кофе отдохнуть от того, что там, за окном. Уйти на время, от страстей и тревог, побыть наедине с собой. А это очень важно — хотя бы изредка возвращаться к себе. Пусть даже, поедая при этом что-то очень материальное.
То, что мы с Женей сами встречаем и обслуживаем гостей — вынужденная мера. Не планировали такое положение вещей. Когда мы дали объявление о приёме на работу, пришли интересные, замечательные люди. Но у этого помещения какая-то смешная карма — лучшие работники уезжают в Питер! Последней была Саша. Одарённая девушка — высокая, красивая, способная, хорошо говорит. У нас она стала специалистом за два месяца. А через четыре уехала в Питер. Сразу же, без проблем, нашла там хорошую работу в кофейном деле.
У этого помещения какая-то смешная карма — лучшие работники уезжают в Питер!
Прежде всего, мы смотрим, какой это человек. Нам не нужны специалисты. Если руководитель ставит перед собой цель — создать некое пространство, хоть сколько-нибудь обогащённое чистотой и нравственностью, он ищет человека, а потом делает из него специалиста. Если же целью являются только деньги — берёт специалиста. И принимает меры: камеры слежения устанавливает, особых людей подключает к процессу, много ресурсов расходует на контроль и предотвращение хищений. Но русский человек генетически богат умом, и всё равно найдёт способ заработать, минуя кассу. Это не про нас. Если человек порядочный, и следует законам морали и нравственности — он наш. А специалистом станет.
Наши поставщики — известные компании — «Vintage», «Gutenberg», «Basilur». Товар этих поставщиков можно увидеть в любом чайном магазине среднего уровня. В планах — найти поставщиков настоящего китайского чая. Кофе, который мы сейчас завариваем, и предлагаем на продажу, я искал несколько месяцев. Его обжаривают в России, на материке. Из коммерческих интересов марку не назову, хотя узнать это несложно.
Настоящий кофе пьётся без напряжения, без добавления сахара и молока, при этом ничто не создаёт дискомфорт — ни кислинка, ни горчинка.
С течением времени так случилось, что продавцы стали заботиться о получении как можно большей прибыли с минимальными затратами. Покупают наиболее дешёвый кофе и продают его как можно дороже. А дешёвый кофе не может быть качественным. Многие считают, что кофе должен сильно горчить и быть сумасшедше крепким и жёстким. Но настоящий кофе пьётся без напряжения, без добавления сахара и молока, при этом ничто не создаёт дискомфорт — ни кислинка, ни горчинка. И очень серьёзный показатель, как в вине — послевкусие. После хорошего кофе послевкусие оставляет очень приятные впечатления и может тянуться довольно долго. А ещё после хорошего кофе, извините, по малой нужде хочется, так как активизируется работа почек. Вот почему с кофе обязательно подаётся стакан воды.
Сколько у нас сортов чая и кофе? Чая — сортов пятьдесят, наверное, а кофе — двенадцать-пятнадцать. Мы ведь только начали, и надеемся на развитие.
Поразительные наблюдения — бывает, весь день большинство людей заказывают только один какой-нибудь напиток или десерт. Например, смузи. На другой день подавляющее большинство заказывают только молочный коктейль. Все как сговорились. На третий день заказывают только имбирный пряник. И так далее и тому подобное. Мы с Женей просто диву даёмся. И так почти всегда. Поэтому, сказать, что люди отдают предпочтение чему-то одному — невозможно. Не знаю, каких учёных можно сюда пригласить, но мне кажется, для работы над диссертациями здесь материала хватает.
Поразительные наблюдения - бывает, весь день большинство людей заказывают только один какой-нибудь напиток или десерт. Например, смузи.
Когда мы начали работать, здесь была другая среда, отличная от нынешней. И так случилось, что пришлось избавляться от определённых категорий посетителей. Знаете, есть такое явление в обществе «Культурный Хам». Он хорошо одет, ездит на дорогой машине, имеет высшее образование, а то и несколько… Но не имеет даже малейшего представления о культуре поведения в обществе. А есть другие, после которых мы с Женей зависаем на несколько минут: «Вот бы все такие были…».
Большое удовольствие доставляет поведение японских женщин. Знаете, есть такая птица амадина. У неё приятный тихий голосок. Вот японские женщины так же между собой разговаривают — тихо и приятно. Всегда улыбаются, всегда вежливы. Прежде, чем что-то сделать, осведомятся: «Можно ли?» У японцев, видимо, вежливость и взаимоуважение в крови. Есть, конечно, и среди других представителей разных стран и народов приятные люди.
Со многими завсегдатаями мы хорошо знакомы — знаем, кто кого родил, кто куда отдыхать ездил, кто куда на службу поступил.
В планах, прежде всего, сделать ремонт помещения. Не буду называть имя дизайнера, но это что-то фантастическое. Его коллекция, с помощью которой мы бы хотели создать антураж — это смесь эклектики, юмора, жизнерадостности и оригинальности. В помещении, где сейчас магазин, хотим расположить музыкальные инструменты, чтобы любой музыкант, при желании, смог помузицировать. Будут ещё кое-какие «подарочки», но это пока секрет. Для интриги.
На мой взгляд, кофейно-чайным рынок нельзя назвать развитым. Думаю, здесь он где-то на среднем уровне развития. Впрочем, на такой вопрос должны отвечать специалисты.
И не надо с конкурентами бороться. Надо дружить и радоваться, если кто-то развивается. Будь лучшим среди лучших, но не среди худших.
Нередко люди интересуются ароматизированным кофе. Мы стараемся отговаривать их от такой покупки. Чаще всего ароматизаторы добавляют в некачественный продукт, чтобы скрыть его дефекты. Не всегда, но часто. Не берите. И молотый кофе не советуем брать. Как только его помололи, он значительно теряет свои свойства, так как активно взаимодействует с окружающей средой. Пока ещё людям не хватает знаний в этом деле.
Мне известны три способа выживания в конкурентной среде. Первый способ — работай. Второй способ — работай. Третий способ — работай. И не надо с конкурентами бороться. Надо дружить и радоваться, если кто-то развивается. Будь лучшим среди лучших, но не среди худших. Когда конкуренты крепнут — появляется стимул.
Со многими завсегдатаями мы хорошо знакомы — знаем, кто кого родил, кто куда отдыхать ездил, кто куда на службу поступил.
Не люблю деградировать. В этой жизни я всегда должен быть там, где есть возможность для личностного и профессионального роста, где можно получить новый опыт или новые знания. Всегда. И да пребудет с нами юмор.
+7-962-125-15-15
Не вхожу в его 400-500 человек статистики.
Просто не нравится и все.