Наважья путина в лицах. Экипаж МРС-381 поронайского колхоза о том, как сегодня работается в море

Наважья путина в лицах. Экипаж МРС-381 поронайского колхоза о том, как сегодня работается в море

В Поронайске подводят промежуточные итоги наважьей путины. В передовиках добычи - рыболовецкий колхоз "Дружба"

Объемы улова, квоты по плану, будущее островной экономики и рыбной отрасли... В репортажах о наважьей путине зачастую остается за кадром ежедневный тяжелый труд, суровый быт рыбаков. О том, как даются высокие уловы - в интервью с рыбаками флота поронайского колхоза "Дружба".

 

Дмитрий Пирог, капитан МРС-381 рыболовецкого колхоза "Дружба"

Путина у нас всегда начинается с разведки. Ходим сначала с эхолотом, делим записи скопления рыбы. По этим показаниям потом будем выбирать районы лова. Первые разы выходим по памяти - где работали в прошлые годы. Бывает, приходится целыми днями искать. В начале путины три дня прокатались впустую. Потом нашли, начали ловить.

 
Путина проходит вообще нормально. Бывало гораздо хуже. Мы сейчас на уровне 2013 года. Хорошо рыба идет, всем хватает. Она еще может быть будет неделю, может быть две. Но удача - это не главное. Самое важное это мастерство, навык работы. Умение не только найти, но и взять эту рыбу. Мы ходим в паре, по два судна. И нам надо удержать трал так, чтобы поймать эту рыбу. Если пароходы будут работать не синхронно, можно по рыбе пройти, но ее не взять. 
 
 
Оснащение трала - это тоже отдельная наука. Надо все это знать, где снасть подвесить, где снять. Я на флоте 15-й год. И эту науку уже освоил. Два года уже капитан.
 
Почему на флот пошел? Так я по жизни рыбак. Сам из Поронайска, с самого детства с удочкой. Меня всегда гнал азарт, поймать больше соседа. А где ты столько поймаешь еще рыбы? У нас есть и неформальное соревнование. Кто больше поймает, быстрее придет. Азарт он и на выловах хорошо сказывается. Каждый хочет отличиться. Хоть даже и лимит у нас одинаковый, все равно. У рыбака - это в крови.
 
 
Но на рыболовецком судне больше нюансов. Толковым быть - просто необходимо. У нас тут столько мелочей. Вот скажем вход в устье Пороная. Оно заилено. Надо проходить между мелей. Рулить умело. 
 
Лет 25 устье никто не прокапывает нам. Неопытные капитаны, кто не отсюда, не зная этой специфики, садятся на отмели. Могут и шесть часов простоять, могут и сутки. Бывало и неделями сидели. Опыт, опыт, опыт. Вот, что у нас важно.
 
 
Я с Сахалина уезжал. В армии служил. В Приморье. Но там мне не понравилось. Нет той рыбы, которая водится у нас. Мне рыбалки не хватало, душа тянула домой.
 
Колхоз наш сейчас развивается, ну это если не сравнивать с советскими годами. Лучше становится. Появилось движение вперед. Развивается продукция, ассортимент. Но с навагой. Вяленая, копченая, консервы… А самое лучшее - это просто заморозить. Рыба для добычи все же не лучшая. Не выдерживает на рынках конкуренции с минтаем. Его больше гораздо. 
 
 
Сейчас хорошо, суда более быстрые, проходимые. Я на флот попал еще матросом. Но учился, записался заочно в колледж в Невельске. После обучения стал уже старшим помощником. 
 
Надо сказать, профессия рыбака теряет престиж. Не то, что раньше. Сейчас и молодежь не идет. В год моего выпуска было 14 человек судоводителей и 8 механиков. Что это такое для нашего областного флота?
 
Я помню было 4 человека на место. А выпуститься - это еще мало. Надо еще и толковым специалистом стать. Не представляю, что будет с флотом, когда старые кадры начнут на пенсию уходить. Мы сейчас все держимся на бывалых волках. 
 
Ну, надеюсь, юристов, гуманитариев, экономистов, работников сервиса уже много. Может высокая конкуренция там и вернет молодежь в море. Последний раз ездил диплом продлевать, говорят, больше людей стало поступать.
 
 
Ну, как бы там ни было, мы пока работаем. Нам только пускай дают работать. Есть, конечно, момент с оснащением. Вот в порту мы на разгрузке стоим. Дедовским методом улов сдаем, ящики эти смешные по 800 килограммов выгружаем. Были бы автокраны - забирали бы по две тонны за раз. Куда быстрее. А так, в основном мы на разгрузке в очереди стоим. Вчера пришли в девять часов вечера. В четыре утра только разгружаться начали. Квоту свою мы, конечно, выберем. Но на берег-то, домой, ходим раз в три дня всего...
 

 

Александр Родионов, старший механик МРС-381 рыболовецкого колхоза "Дружба"


На этом пароходе я работаю пять лет уже. В самом колхозе “Дружба” работаю с 2001 года. Морской стаж идет с 68-го года, как с армии пришел. Скоро уже будет 50 лет. 

Я сам из Казахстана. Жил в городе Трудном, Костанайской области. На Сахалине служил в армии. Как демобилизовался, прочел объявление в газете. Пошел работать в торговом порту. По дому даже не скучал. Это же всегда мечта была, у нас, у пацанов. Космос и море. И меня вот так удачно судьба забросила. Сразу прикипел. Еще в армии начал рыбачить.
 
Натура у меня такая, мне нравится - не ждать милости от природы, а брать все самому. Охота, рыбалка. Где еще как на Сахалине? Я сначала пробовал вернуться в Казахстан. Но там этого нет, тоскливо. 
 
Свой первый рейс, если это можно так назвать, помню отлично. Я сначала на катере работал. По какой-то нужде впервые мы вышли в открытое море, задержались. И как меня укачало! Тошнило ужасно, я думал все, только до берега и никаких морей. Почему-то мы остались в море ночевать. До утра меня на палубе мутило. А утром чувствую, снизу жареной тушенкой с луком потянуло. Понимаю, появился аппетит! Самый вкусный мой завтрак был. И все, морская болезнь прошла сама по себе, не знаю почему. Уже обратно возвращался нормально.
 
 
У рыбаков, конечно, всегда тяжелая работа. Зимой холодно. Летом сильно качает. Надо, три часа ночью спим, надо и два. Но втягиваешься. Когда работаешь - тяжело, кажется, быстрей бы отдохнуть. А дома что делать? На диване лежать? Нет, это не по мне. Я сейчас уже обустроился хорошо, есть машина, есть лодка, есть заимка охотничья. Поохотился, порыбачил, и опять в море. 
 
И рыбу очень люблю. Товарищи по команде смеются, Сан Саныч, говорят, съест все, что к палубе примерзнет. Даже кукумария, говорят, она безвкусная. А я и ее с удовольствием ем.
 
Рабочий день на пароходе начинается всегда с меня. Спускаюсь в машинное отделение, проверяю дизеля, и говорю - все нормально. Пошли работать. Я к своим агрегатам как к бездушным машинам не отношусь. Это сердце корабля. И на мне большая ответственность, чтобы это сердце было здоровым. На мне ведь лежит не только мой заработок, но и всей команды. У нас три двигателя на пароходе, лебедка, генератор электричества, главный двигатель. Работы хватает на весь день. Оно и хорошо - у нас же тут Поронайск, места своеобразные. У нас пароход обокрали. Сняли антенну и телевизор. Заняться на борту, кроме работы, нечем.
 
 
С другой стороны, хорошо, что и пароходы новые. Ломаются все-таки редко. И класс ледовый, скорость зимой хорошая.
 
В работе у нас одна главная моряцкая примета. С утра ничего заранее не загадывать. Ни погоду, ни улов. Надо понимать, человек предполагает, бог располагает. Вот уже мы навострились, запись с эхолота хорошая, рыбу показывает. В трюме сепарацию запустили. А трал подняли пустой. Лучше не загадывать, радоваться уже по факту. Лучше всего - когда вся путина уже благополучно закончилась, и план выполнен.
 
 
Я вообще, может быть, и не работал бы столько лет моряком. Потеряла статус профессия. Раньше почему шли? Потому что деньги. Наш труд уважали. Всегда говорили “Сахалин” - сразу подразумевалась рыба. Сейчас она отошла на второй план. Наша продукция так, как на весь союз, не гремит уже. Ну приходят иногда за навагой фуры из Приморья, Амурки… Но как сменить деятельность я и не знаю. Хотя выходит, за путину я за свой пай получу деньги, а следующая зарплата только в мае. Выйдет всего, тысяч 50 рублей в месяц. Не бог весть что. 
 
Когда молодой-то, кровь горячая, рабочий азарт, не обращаешь внимания, хорошее начальство, плохое. А когда начал думать, как старость встречу? Оказалось уже и поздно. В Поронайске уже и работы другой нет. Раньше, был у нас бумкомбинат, цементный завод. А теперь…
 
 
И люди в коллективе уже прикипевшие тоже. За места свои держатся. Экипаж почти не менялся как судно получили. Только капитан на повышение ушел, а на его место старпом встал. И никто не хочет уходить. Потому что некуда. Это у нас, можно сказать, жизненная необходимость.
 
Но сейчас у нас в колхозе дела в гору пошли. Новый председатель. Весь год мы работаем. Начинается все с наваги, весной мы за кукумарией, после камбалу ловим, потом уже и красная рыба подходит. Без работы стоим два месяца, февраль и март.
 
 
Хорошо вот, природа как-то в балансе живет. Чего-то меньше стало, а вот наваги, наоборот, больше и больше становится. Не отмирают богатства. Ну сейчас и контроль за нами какой. Проверяют строго. Почти до килограмма. Вот такая у нас рыбалка… 
 
Но, похоже, для меня это уже последний диплом, вот документы мои пятилетние закончатся, и не продлят мне, скорее всего, их. Механиком в грохоте работаешь, уже и проблемы со здоровьем начинаются. Люди, увы, не вечные. Хотя и уходить не хочется.
 
 
Автор: Никита Потепалов, 19 января 2016, в 13:42 +11
Другие статьи по темам
Место
Комментарии
Online
sasch Online
Написано 19 января 2016, в 17:23
Хороший пост. С удовольствием прочёл!
+6
Написано 20 января 2016, в 02:41 Отредактированно 20 января 2016, в 02:42
Невероятно интересный пост. Героические мужики! Честь им и хвала за такой тяжкий руд, за преданность делу!!!
+6
Написано 20 января 2016, в 12:34
Шахтер, моряк, бурильщик - самые тяжелые профессии. Жизненная заметка. На мысль наводит - как престиж профессии поднять? Загранкой не соблазнишь, зарплатой тоже. Молодежь нос по ветру держит, наслышана, где у нас платят.
+3
Написано 20 января 2016, в 14:34
Штрих к заметке. О престиже и том, почему молодежь не рвется к ранее романтической профессии. Тетки-торгашки морепродуктов в Охотске. Разговор с ними, мол, почему сыновей в мореходку не отправляют. Спрашивают: а вы знаете разницу между браконьером местным и промысловиком официальным? Я: ну знаю, а что здесь не ясного? Они: вот и мы знаем - браконьер продает ту же рыбу дешевле промысловика; не тащит ее за бугор на продажу и деньги там не койлает (складывает). Зачем нашим пацанам это? Я: ну это вы неожиданно на совестливость наступили, обдумать надо...
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Сахалинцы отметили Крещение Господне: фоторепортаж
Сахалинцы отметили Крещение Господне: фоторепортаж
Утерянная связь между Сахалином и Хоккайдо
Утерянная связь между Сахалином и Хоккайдо