Олег Климов: Мне было очень трудно прекратить снимать войну

Олег Климов: Мне было очень трудно прекратить снимать войну

В Южно-Сахалинске открывается выставка известного фотографа-документалиста Олега Климова. 

20 декабря в Музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» состоится открытие выставки Олега Климова «Унесённые морем». Российский фотограф-документалист, чьё имя известно далеко за пределами страны, стал гостем нашей редакции.

 - Олег Александрович, ваш творческий путь начался с репортажей из горячих точек страны, именно вы освещали события в Карабахе, в Косово, в Афганистане. Неоднократно выезжали в горячие точки стран бывшего Советского Союза, Восточной Европы и Центральной Азии. Каково это - снимать войну? Легко ли оставаться в стороне?

 - Войну снимать сложно. В таких экстремальных условиях все человеческие чувства проявляются очень ярко. Для фотографа, конечно, это очень удобно, потому что он становится свидетелем этих чувств. Но разрушения, которые происходят вокруг, убийства людей, они влияют на самого фотографа. Если ты много и часто снимаешь войну, это отражается на твоем внутреннем мире, разрушает тебя изнутри, появляется так называемый «вьетнамский синдром»

  - Когда вы решили покончить с военной тематикой в своём творчестве, вы работали в Голландской газете. Тогда и родился проект "Жизнь на Волге". Расскажите, как это произошло?

- Знаете, военным фотографам, которые снимают в сложных эмоциональных условиях, непросто перейти на другую тему. Ведь что может быть ярче и интереснее, чем война? Поэтому сложно найти тему, которая была бы столь же эмоциональная для фотографа. Мне просто повезло, я получил хороший заказ, меня пригласили в проект, посвященный жизни на Волге. Я купил небольшую яхту, и мы с моим сыном целый месяц путешествовали по Волге. Но, повторюсь, трудно найти тему, потому что хочется более ярких впечатлений, а их в обыденной жизни не так много. И вода после войны, после огня, была настоящим спасением для меня. Это было как продолжение истории – две стихии, водная и огненная. Для меня это было неким перерождением фотографии, это были более добрые снимки, но все же про людей.

- Вы могли бы снова вернуться к документальной фотографии о войне?

- Мне было очень трудно прекратить снимать войну, ведь, если ты снимаешь войну 12 лет, твои редакторы хотят продолжения. Где-то начинается война, они говорят: «Вот, Олег, ты можешь туда поехать». А ты не можешь поехать, потому тебе это уже трудно. Я, конечно, ездил, хоть и решил прекратить снимать войну, я продолжал ездить, потому что трудно отказать. И, конечно, я постоянно слежу за новостями о войне, до сих пор.

- Вы приехали на Сахалин в интересный для фотографа момент – в самую метель. Вы что-то планируете снимать здесь?

Да, отличный циклон! Я в среду ходил, фотографировал. Но у меня другие планы на Сахалине. Частично кинофестиваль «Край света» в следующем году будет посвящен фотографии, и у меня есть полномочия заниматься этим.  Например, мы планируем выставку местных сахалинских фотографов. Я буду с ними встречаться, разговаривать. Что касается личных планов, то я хотел бы проехать по острову, по тем местам, которые упоминаются в книге Чехова «Остров Сахалин». Есть такая выставка фотографий, снятых разными мастерами в местах, где путешествовал Антон Павлович. Она принадлежит Литературному музею в Москву, но мы планируем привезти и показать ее сахалинцам.

- Фотография в последнее время стала очень популярным занятием. Люди делают что-то постановочное, глянцевое. Как вы относитесь к такой современной фотографии?

- Отношение к фотографии изменилось. Технологии шагнули вперед, фотография стала легкой и доступной. Но не все молодые фотографы снимают глянец и «селфи». А вот отношение обывателя к фотографии стало хуже, им нравятся те фотографии, которые про них самих. Поэтому так популярно «селфи». Люди хотят видеть сами себя. А для моего поколения фотографов, фотожурналистов, снимать самого себя это плохой тон. Мы не снимаем про себя истории, мы снимаем истории вокруг нас. Это огромная разница. Я хотел бы пожелать молодым фотографам обращать больше внимания на жизнь вокруг себя, а не на себя. Профессиональная, настоящая фотожурналистика, - это то, что вокруг тебя.  

 

 

Автор: Мелисса Маляржик, 19 декабря 2014, в 10:53 +9
Другие статьи по темам
Событие
Комментарии
Написано 19 декабря 2014, в 11:03
Хоть кто-то назвал наш циклон "отличным")) На самом деле, очень интересная личность, работы - очень выстраданные что ли, прожитые, пережитые... Прям рад, что таких профи можно лицезреть и здесь, у нас. Классно и то, что у них самих есть интерес к нашей земле, природе, людям. Словом, есть чему поучиться у человека - это главное.
+7
Написано 19 декабря 2014, в 11:47
Яков Максимов, думаю, выставка будет очень интересной, хоть работ там будет не так много, как хотелось бы.
+1
Написано 19 декабря 2014, в 11:51
Мелисса Маляржик, да вот я и сам, хоть и не большой любитель блуждания по галереям, посмотрел фотографии в этом посте, порылся в Инете, и пришел к выводу, что всё же, видимо, пойду)
+1
Написано 19 декабря 2014, в 11:52
Яков Максимов, Вы знаете, с Олегом очень интересно разговаривать, он иногда строит фразы как стихи. Так что можно прийти, чтобы познакомиться с ним, не дожидаясь кинофестиваля.
+3
Еще 1 комментарий
Написано 19 декабря 2014, в 12:30
А во сколько открытие выставки? Хочу сходить, очень заинтересовался.
+2
Написано 19 декабря 2014, в 12:32
yaroslav0591, в 17.00 в субботу
+2
Написано 19 декабря 2014, в 12:36
Мелисса Маляржик, Спасибо большое.
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Новогодняя сказка в Южно-Сахалинске: как город украсили к празднику
Новогодняя сказка в Южно-Сахалинске: как город украсили к празднику
Бывало и хуже
Бывало и хуже