Рецепты постной кухни, или «Чем ближнего грызть, лучше кашки поесть»

Рецепты постной кухни, или «Чем ближнего грызть, лучше кашки поесть»

Насельницы первого женского монастыря на Сахалине дали интервью astv.ru

В середине ноября 2015 года в Березняках началось строительство первого женского монастыря. Сегодня здесь есть уже храм, трапезная, баня. Возводится кельная. Первая неделя Великого поста считается у насельниц самой строгой. С ограничениями вплоть до хлеба и воды. Хозяйничает на кухне сестра Наталья (Орлова). Она рассказала, что при определенной фантазии даже постные рецепты можно превратить в небольшие шедевры кулинарного искусства.

-  Что Вы готовите во время Великого поста?

- В первые дни мы придерживаемся строгого поста. По немощи, конечно, люди могут и вареное есть. А так - хлеб, вода или вообще ничего. Так три дня. Первая общая трапеза будет у нас в пятницу. Если эту неделю выдержать, то пост пойдет как по маслу. В пятницу сварим кашку, супчик (постное, конечно, все), и все это будет необыкновенно вкусно. Когда ограничений нет, все ведь приедается. А сейчас уже кусочек хлеба съела бы, и он бы мне показался очень вкусным. Надо поститься, чтобы вкус пищи ощутить потом. Если в разумных пределах подходить к посту, то он только на пользу.

- То есть Вы сейчас вообще ничего не едите?

- Сейчас вообще ничего не едим. Сегодня попили водички.

Ключарь Воскресенского Кафедрального собора Василий Иванов: «Первые дни Великого поста считаются самыми непростыми. Многие сразу отказываются от еды, чтобы в последующие недели вновь постепенно ощутить её вкус. Но это лишь часть таинства поста. Главное - духовное очищение. Это время изменений. Сложно самому себе признаться, что сделано неправильно. Гораздо проще указать на это другому человеку. Люди называют грехи мелочью. Но так не бывает. Снежок тоже легкий, но когда накапливается, то образуется лавина. Она может смять все на своем пути. Великий пост существует для того, чтобы избавить нас от этой лавины».

- Монастырский устав - строгий, но нам подсказали, что в рацион могут входить и сухари?

- Кто-то ест, но мы и сухари исключаем. Я говорю, чем строже начало поста пройдешь, тем легче будет дальше. Как такового прямого запрета ничего не есть - нет. Мало ли какие обстоятельства? Чем ближнего грызть, лучше кашки поесть.

- Какими рецептами постной кухни можете поделиться?

- На следующей неделе мы начнем готовить гречку, рис, макароны. Кстати, хлеб мы сами печем. На хмелю. Картошку варим в мундирах. Она самая полезная и вкусная. Пюре делаем с водичкой и растительным маслом. Потолочь картошку нужно, а затем ещё миксером пройтись. Тогда пюре получается нежным. Даже незаметно, что там нет сливочного масла и молока. Очень вкусно. Рис готовим как плов. Только без мяса. С морковкой. Макароны обжариваем на сковороде с растительным маслом, а затем добавляем водички. Они румянятся, постепенно разбухают и тоже очень вкусно получается. Еще мы делаем чечевичные котлеты. Чечевицу замачиваем, потом перекручиваем через мясорубку, добавляем лучок и получаются котлетки. Они ничем не отличаются от мясных. В субботу и воскресенье нам разрешается есть пищу с растительным маслом. Тогда уже можно варить щи, борщи, супчики. Винегрет можно сделать.

Когда на службе в монастыре святителя Николая все выстраивались, то чувствовалась необыкновенная мощь. Даже плакать хотелось.

- Почему решили посвятить свою жизнь монастырской службе?

- Я уже не представляю себя в миру. Лет пятнадцать назад мы переехали в Москву. Там стали уходить в храм. Нашли духовника (наставника). Я раньше просто заходила в храм, ставила свечи и не понимала, зачем там стоят люди. Делать им что ли нечего? А сейчас не понимаю людей, которые заскакивают, свечи ставят и бегут сразу. Кажется, что они теряют целый мир.

- В Москве начали жить в монастыре?

- Нет. Я там работала. Приехала в Москву, чтобы зарабатывать деньги. Это была моя единственная цель. Но потом оказалось, что деньги не самое главное в жизни. Потом я уехала в Рязанскую область к дочерям и там ушла в монастырь. Это было всего три с половиной года назад. В декабре прошлого года мы перебрались на Сахалин.

- Есть ли отличия от жизни в монастыре в Рязани и здесь на Сахалине?

- Конечно. Там много монахов. Когда они на службе выстраиваются, такая мощь чувствуется. Даже плакать хочется. А здесь ещё все только начинается.

 

Старшей сестрой женского монастыря является инокиня Ариадна (Орлова). Она также приехала на Сахалин из Рязанской области. Налаживать быт. Монастырской службе сестра Ариадна отдала уже десять лет.

- В каком возрасте поняли, что служба в монастыре - это Ваше?

- Мне было, наверное, 20 лет, когда я стала постоянно ходить в храм. До этого ходила на праздники, на Пасху. В церковь стала ходить вслед за матерью и сестрой. Потихонечку. И мне понравилось. Потом попали к духовнику, и он уже смог разжечь во мне огонь к монастырской жизни. До этого меня тянуло, но я не знала, что это такое. Духовник мой как раз собирал общину в Рязани. Я съездила, посмотрела. Она находилась в Рязанской области. Сейчас это ставропигиальный монастырь святителя Николая.

- К чему тяжело было привыкать в монастыре?

- Мы начинали с ноля. Много молодых сестер было. Все разные. Потихоньку привыкали друг к другу. Стали созревать свои традиции. Батюшка нам помогал, потому что у него опыт большой. Устав наш был взят от Троице-Сергиевой лавры.

Тяжелее всего мне было рано вставать. В пять часов подъем. Не представляла, как я буду отсекать свою волю. Считала себя человеком свободным.

Поговорить и понять человека можно всегда, потому что все разные. 

- Как оказались на Сахалине?

- Когда здесь было дано благословение основать монастырь, владыка Тихон сделал запрос с просьбой отправить на Сахалин человека, который мог бы внести традиции. Было несколько кандидатов, мы заполняли анкеты, выбор пал на меня.

- Как много сестер живет здесь постоянно?

- Нас четверо сейчас.

- Это люди, которые уже имели опыт служения Богу, или те, кто кардинально решил поменять свою жизнь?

- В основном люди знакомые. Они в церковь ходили и имеют представление о жизни в монастыре. На все нужно время. Чтобы привыкнуть друг к другу, пройти какие-либо искушения.

- Был опыт общения с людьми, которые, уйдя в монастырь, понимали, что эта жизнь не для них?

- Таких случаев немного, но они бывают. Это или сильное искушение происходит у человека, или ему просто тяжело.

- Строгие наказания есть, если человек не соблюдает какие-либо правила?

- Не бьем никого. Да какое наказание, если человек приходит по своей воле. Его никто не заставляет. У нас даже нет забора вокруг монастыря. Так что мы и путь преградить не можем. Мы покаяние приносим и причащаемся, чтобы Господь давал сил. Поговорить и понять человека можно всегда, потому что все разные. Если человек несколько раз провинился, то дает поклоны. Но и это нельзя назвать наказанием. Скорее, врачеванием. Самая главная цель, чтобы человек сам понял свою ошибку. Пришел и покаялся.

Автор: Дарья Трилицкая, 16 марта 2016, в 14:50 +5
Другие статьи по темам
Событие
Комментарии
Написано 16 марта 2016, в 16:35
Хлеб на хмелю такой вкусный...самый полезный. Вот бы рецептик
+3
Написано 17 марта 2016, в 14:32
Есть недалеко от церкви кафе - Монастырская трапеза. Вот там можно что-то найти?
+1
Написано 18 марта 2016, в 21:10
Гена Иванников , Гена Иванников , я точно знаю, что там пекут в соответствии с постными днями. Но вы не найдете там большого разнообразия. Но это и не требуется в пост)
+1
Написано 19 марта 2016, в 09:33
Какая сила воли,сила духа нужна! Молитвенницы наши! Спасибо за блог.
+5
Написано 25 марта 2016, в 22:54
Ну вот и жуйте хлебушек, это не здорово на сахалине, это я вам точно говорю, рыбка, сальце,яблочки, кому хоца голодайте, хоть до завороток кишек, а я поем и святым склоняюсь.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Выходные в Южно-Сахалинске: 18-20 марта
Выходные в Южно-Сахалинске: 18-20 марта
Снежное прощание с зимой
Снежное прощание с зимой