Медиа-продюсер Оксана Силантьева: Интернет – вопрос не возраста, а свежести восприятия

фото с сайта sila.media

Медиа-продюсер Оксана Силантьева: Интернет – вопрос не возраста, а свежести восприятия

Глобальная сеть может быть понятной и безопасной как для подростков, так и для старшего поколения

Специалист по работе с медиа-пространством Оксана Силантьева стала гостем программы «Актуальный разговор» на радио АСТВ. Вместе с ведущей Алёной Бариновой они обсуждали актуальные вопросы треугольника: родители-дети-интернет, проблемы, с  которыми сталкиваются непросвещённые пользователи сети, и о том, как вести себя, если ребенок посещает опасные сайты.

- Новый министр образования и науки Ольга Васильева рекомендовала родителям блокировать доступ в интернет и к компьютерным играм для детей. Что вы думаете по этому поводу?

-  Чего боимся, то и запрещаем. Когда я слышу, что кто-то хочет закрыть доступ, запереть на замок, привязать к батарее, я сразу вижу страх. Страх перед неизвестным. Это значит, что наш новый министр боится интернета. Эта фраза показала то, что она не умеет пользоваться им. Я считаю, что ни один человек, который владеет медиа-грамотностью, никогда в жизни такой фразы не произнесет. Я очень надеюсь, что эти слова не вырвали из контекста.

К примеру, опасен огонь и опасны спички. Но ведь мы не запрещаем ни то, ни другое, мы постепенно учим детей, как ими пользоваться, чтобы было не опасно. В этой ситуации интернет ничем не отличается от тех же спичек и огня. Еще раз повторюсь, мы не запрещаем, мы учим всем этим пользоваться.

- То же самое касается родителей. Например, они  видят десятки опасных сайтов для детей, всплывающие окна с рекламой сайтов для взрослых и так далее, и пытаются уберечь свое чадо…

- Здесь важно донести до родителей, что запретами они ничего не решат. Человека  надо учить пользоваться интернетом,  как родителей, так и детей. Многие интернет-компании проводят бесплатные семинары, например, как обезопаситься о мошенников. Они также доступны в сети. Если взрослый искал только неприличные картинки, естественно, для него весь интернет - неприличный и опасный.  А если он в поисковике наберет, например, «дистанционный курс по истории  искусств», то его интернет уже будет посвящен истории. Всемирная паутина  - это прекрасная лакмусовая бумажка того, чем наполнена ваша жизнь.

- В последнее время сложилось устойчивое мнение, что интернет полезен только для взрослых, потому что у них, в большинстве своем, устойчивая, сформированная психика. Детям же, особенно подросткам, в сети делать нечего по причине: это некий интернет троллинг, который может обидеть ребёнка. Все эти картинки и видео, которые могут рассказать то, чего он не должен знать в этом возрасте. Что делать родителям, которые не хотят полностью ограничивать доступ в сеть, но хотят защитить свое чадо исключительно от неполезной информации?

- Приведу аналогию.  Презервативы – это хороший способ защититься от инфекций. Возрастные фильтры, которые есть во всех браузерах, или так называемый «родительский контроль»,  помогут ребенку не зайти на неприличные ролики и всплывающие окна. Также можно следить за ребёнком с другого компьютера. Например, какие фильмы он искал, запросы делал, на какие сайты заходил. Но это не значит, что за какую либо, вам не понравившуюся фразу в гугле, ребенка нужно срочно ругать. Ни в коем случае! Это, в первую очередь, сигнал для родителя, понимание того, о чем он думает, чем интересуется. Нужно сесть и спокойно поговорить с чадом.

А то, что  взрослые адекватные и им можно в сеть - полная чушь. Большинство интернет-троллей – это как раз взрослые дяди и тети. Ребенку нельзя, а взрослому можно - это дискриминирует детей, которые умеют разделять что хорошо, а что плохо. Некоторые школьники  используют сеть только для учебы, а общение в соцсетях складывается из невинных переписок с одноклассниками и поиском картинок с котиками. Так что, нельзя всех под одну гребенку выстраивать.

Закрыть доступ к информации в наше время - неправильно, да и не получится это. Медиа-пространство  везде. Если ребёнок не прочтет что-то в интернет, ему все равно  расскажут в школе или во дворе. Родители должны  понять, что интернет-грамотностью ребенка никто не займется, кроме них. Это их прямая задача и обязанность. Мы же помогаем детям с уроками, поэтому надо помочь и с освоением интернета.

- Тут вспоминаются слова: научись сам, тебе не будет страшно. Не умея плавать, не научишь плавать своего ребёнка…

- Действительно. Вот мой личный пример: я долго не понимала фразу бортпроводника в самолёте о том, что наденьте сначала маску на себя, потом на своего ребенка. Я была в шоке. А потом, когда я осознала, что если ты себя обезопасил, дальше можешь помогать другим. А если тебя отключит, то ты уже не сможешь помочь. Здесь абсолютно та же история. Родителю нужно самому разбираться с интернетом, потому что это - тот мир, в котором живет его ребенок. 

- Интернет - это не только информация, музыка и общение, это еще и покупки. Поможет ли здесь родительский контроль?

- Сначала нужно денег для этих покупок раздобыть. Если это личные или карманные деньги ребёнка – то, пожалуйста, пусть покупает. А если это кредитная карта родителей - обязательно закрыть доступ без вашего участия.  Если ваши дочь или сын по какой-то причине  знают пароли от карт, обязательно должно быть подключено смс-оповещение. Так вы обезопасите себя от ненужных трат.

Если ребенок имеет такой доступ, нужно научить его покупать в интернете правильно. Желательно вместе с ним. Объяснить, как это работает, объясните ценность денег - что он может себе позволить, а что нет. Это одновременно не только учит его работе интернета, но и развивает финансовую грамотность. Как только это престаёт быть тайной и запретным плодом, дети сами учатся, осваивают, чувствуют себя взрослым, чувствуют, что им доверяют важные финансовые вопросы. Проанализировав информацию, достоин ли доверия магазин, поняв, как работает поиск, систему рейтингов и характеристик товара,  ребенок погружается во взрослую жизнь. Учится анализировать, сравнивать, расставлять приоритеты. Это, несомненно, поможет ему в будущем в других сферах.

- Игры в интернете. Существуют ли какие то обучающие игры? Во что бы вы советовали играть?

- Игровая индустрия – очень огромная и достаточно прибыльная  отрасль, маркетологи хотят заманить покупателя и вытащить побольше денег. Обучающих игр сегодня огромное количество. Вы можете найти в интернете игры профильные - обучение различным предметам, логические загадки, головоломки. А также целые программы, построенные на моделях настоящих игр, например, стрелялок или стратегий,  но уже рассказывающих о физических явлениях, моделях космоса и так далее. Достаточно просто начать искать в интернете нужную информацию.

Также существует множество обучающих сайтов, где в игровой манере рассказывают школьную программу. Поймите, что вашему ребенку интересно. И найдите нужный, полезный контент. Приведу пример - детей сложно заставить слушать классическую музыку. Но существует множество игр, построенных на том, что нужно, нажимая на клавиши, сыграть известные музыкальные произведения. В игровой форме ребёнку это будет намного интереснее, плюс этого - он будет знать произведения классиков.

Я советую мягче относиться ко всем интернет-явлениям. Игры могут быть развивающими. Вопрос  в том, какие именно игры вы даете  ребёнку.

- Можно сделать заключение, что у всего должна быть золотая середина?  Нельзя ребенка ограничивать полностью, но и  уходить в виртуальную реальность с головой все же не стоит?

- Совершенно верно. Те родители, которые полностью запрещают детям, например,  использование планшетов или интернет-игр – консерваторы, что  в современном мире не есть хорошо. Технологии развиваются стремительно, уже изобретено практически все. Нельзя ограничить доступ к этому. Отношение человека к технологиям неоднозначно. Либо он боится их, либо он понимает суть и значимость прогресса. Любому поколению было сложно освоить технические новинки. Но сейчас даже некоторые пенсионеры выкладывают посты в Инстаграмме и Твиттере. А дети самостоятельно монтируют видео и ведут блоги на Ютубе. Интернет - это не вопрос возраста, а свежести восприятия и готовности меняться, в том числе, и самостоятельно.

- Посмотрели на реальный мир - молодцы. А теперь, выкладывайте в инстаграмм!?

- Именно. Симбиоз медиа и реального пространства очень важен. К примеру, нашумевшая игра – «Покемон го». Столько критики в ее адрес со всех сторон. Однако, есть прекрасный взгляд на эту игру. В кои-то веки компьютерная игра выгнала людей на улицу! Они ходят пешком, ищут, изучают город и одновременно занимаются спортом, дышат воздухом.

Не бывает чёрного и белого. Вопрос в том, насколько трезво мы смотрим на это явление, и ищем там хорошие стороны!

Автор: Ирина Остапенко, 9 сентября 2016, в 13:07 +8
Другие статьи по темам
Прочее
Комментарии
Написано 9 сентября 2016, в 15:38 Отредактированно 9 сентября 2016, в 15:38
С удовольствием послушала интервью. А на фото она? Прикольная такая!
+3
Написано 9 сентября 2016, в 16:29
Почти со всем сказанным согласна! А про Покемон Гоу именно так и подумала: плюс игры как минимум в том, что придется много ходить и по многим местам, дышать воздухом и проявлять физическую активность.
+2
Написано 9 сентября 2016, в 19:17
Отличная статья, но с покемонами не согласна. По ходу дела, уже перебор такая прогулка народа на улице.
+4
Написано 11 сентября 2016, в 12:43
плюсы-минусы интернета?....главный минус - жир себе насиживаем за компом,потом никакие диеты не помогут
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Край света-2016 - официальный старт дан
Край света-2016 - официальный старт дан
Выходные в Южно-Сахалинске: 9-11 сентября
Выходные в Южно-Сахалинске: 9-11 сентября