Южно-Сахалинск-гора Краснова-Ламанон-Стукамбис-Тельновское

Рассказ южносахалинца Александра о том, как можно не лежать все майские выходные на диване, а отправиться в путешествие, несмотря на прогнозы синоптиков.

Затея подняться на гору Краснова появилась у меня давно. Близились майские выходные, каких-то серьезных забот не было, а посему было решено воплотить затею в жизнь. Клич по друзьям-единомышленникам, обсуждение, планирование, распределение обязанностей -  и вот мы все в предвкушении поездки. Обычное восхождение на гору превратилось в серьезное путешествие с обширной географией и на все выходные. Помимо самой горы Краснова мы собирались посетить Красногорск, Углегорск, Шахтерск, мысы западного побережья и практически заброшенный Тельновский.

Утром первого мая наша команда из шести туристов выезжает на двух машинах в путь до Красногорска. По пути, разумеется, делаем остановки, фотографируем.

В Красногорске наше внимание было сосредоточено на электростанции периода Карафуто, расположенной перед городом. Заброшенное и замусоренное, но, тем не менее, впечатляющее сооружение. Рядом находятся развалины других зданий, остатки подземной инфраструктуры. Исследуем всё и снимаем.

Время близилось к вечеру, и мы, вкусно пообедав в местной столовой советских времен, выдвигаемся к конечной точке первого дня - подножью горы Краснова.

Утро второго дня, готовимся к восхождению. Решили подниматься без снегоступов, так как снег даже в лесу достаточно твердый, можно идти,  не напрягаясь. Подъем крут, но несложен, так как идешь либо по снегу, либо по камням,  как по ступенькам. Ближе к вершине начинается сплошной снег, он тверже, поэтому приходится буквально вдалбливаться в поверхность. Временами по лицу бьют градинки - гора сопротивляется.

Ближе к вершине мы натыкаемся на пункт радиорелейной связи РЖД и вагончик рядом с ним, очевидно, для обслуживающего персонала. Делаем небольшой привал и поднимаемся к триангулятору, установленному на вершине горы. УРА! Цель достигнута, высота 1093 метра над уровнем моря, отличная видимость и неописуемой красоты виды вокруг. Видно и озеро Айнское, и г. Ичара, воды Татарского пролива.. Завораживает!

Прогулявшись по вершине и вдоволь налюбовавшись, решаем - пора идти вниз. Да самого низа весьма весело катимся по снегу на пятых точках. 20 минут -  и мы внизу. Пожалуй, самый эффектный и быстрый спуск из тех, что у меня были.

Вернулись в лагерь, просушились и пообедали - время ехать дальше, в Углегорск. Там мы встретились с друзьями и уже все вместе отправились в Орлово для второй ночевки.

Третий день. Завтракаем и собираемся на юг по побережью, впереди живописные мысы Ламанон и Стукамбис. На Ламаноне стоит маяк, неприветливые служители бранятся на нас. Мы немного гуляем по окрестностям, фотографируем мыс и отправляемся южнее. Упираемся в конец "нормальной" дороги перед рекой Вязовка. Рядом из скалистого обрыва вырываются потоки воды - здесь расположен один из самых красивых водопадов острова. Тут же расстаемся с ребятами, присоединившимися к нам накануне, - они возвращаются в Южный. А мы уже пешком преодолеваем реку и идем к мысу Стукамбис. Впечатляющие виды Стукамбиса не перестают удивлять, но теперь эмоции разбавлены адреналином - буквально в 100 метрах от меня медведь. Почуяв нас, он поспешил ретироваться с поляны, но убедившись, что погони нет, остановился и долго наблюдал за нами из-за травы. Мы тоже не стали испытывать судьбу, быстренько сделали несколько кадров и поспешили обратно к машинам.

Четвертый день. Крайняя точка нашего путешествия - некогда процветающий шахтерский поселок Тельновский (ныне село Тельновское). Когда-то здесь проживало несколько тысяч людей, сейчас же не наберется и сотни. Виды одновременно и угнетают, и поражают. Именно такие картины предстают перед глазами, когда слышишь: Припять, Чернобыль, постапокалипсис. Исследуем остатки дома союзов, сортировочного завода и входы в шахты. Всё разрушено и поглощено природой: где-то в зданиях уже растут впотолок деревья, а плесень объяла все поверхности.

Оттуда мы поехали в Шахтерск, где я повидался с родственниками, после чего отправились в долгий путь домой.

Участники путешествия: Александр, Вика, Илья, Катя, Дима, Женя.